Живое слово. Библия про наши радости и беды - стр. 22
Призывание на любое пророческое служение – это призывание на горе и на боль. Пророки, если бы их спросили: «Хочешь ли идти туда, куда пошлю тебя, если ты знаешь, куда пойдешь?» – конечно, по-человечески бы отказывались, а по желанию сердца хотели бы послужить, и находились бы в очень раздвоенном состоянии.
«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Эти слова очень важны, они цитируются Иоанном Богословом в Евангелии от Иоанна и сопровождаются важными комментариями. Это говорил Исаия, когда видел славу Его (то есть Христа) и говорил о Христе. Иоанн Богослов перечисляет множество чудес, которые сотворил Христос, множество знамений.
Чем отличается знамение от чуда? Евангелисты Матфей, Марк, Лука пишут о чудесах. Иоанн пишет везде о знамениях. Что же такое знамение? Знамение – это чудесное действие, подтверждающее прежде сказанное слово. Чудо – это просто чудо. Вот приходит слепой или прокаженный ко Господу и говорит: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». – «Хочу, очистись!» И очищает. Это чудо, но это не знамение. А когда Христос говорит что-либо, например: «Скажите Иоанну, что слепые прозревают, хромые ходят, немые благовествуют, мертвые воскресают», и потом подтверждает свои слова делами – это знамение. Знамение – это чудесное действие, запечатлевающее, как печать царская на бумаге, прежде сказанные вещи.
Христос совершил много знамений, и апостол Иоанн говорит, что все это Он совершил перед теми, кто не уверовал в Него. Как написано: «Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Иоанн говорит: «Это Исаия говорил, когда видел славу Его (Христа) и говорил о Нем».
Шестая глава, в которой Господь сидит на троне, вокруг Него летают серафимы и поют: «Свят, Свят, Свят», сообщает нам о том, что Исаия видел Христа, Сына Божиего, до воплощения, и говорил о Нем.
Есть мнение у богослова Епифания Кипрского и у других святых отцов, что все видения Бога и откровения Бога в Ветхом Завете – это явления Христа до воплощения. Сын Божий, прежде чем воплотиться, много раз общался с пророками, не являя им лица своего. Это Он был Ангел Завета, Который шел перед израильтянами, выводя их из Египта. Это Он в пламени куста говорил с Моисеем. Это Он, как столб огненный, шел перед евреями ночью, и как столб облачный шел перед ними днем. Это все Он. Только Он лица Своего им не показывал, а разговаривал с ними.