Размер шрифта
-
+

Живое слово. Библия про наши радости и беды - стр. 21

«И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». То есть первое, что рождается в человеке от видения славы Божией, это чувство, что грешен, погиб, человек с нечистыми устами. То есть главным образом человек грешит языком.

Язык – это тот орган в человеке, который грешит независимо от возраста с тех пор, как начинает говорить. К старости уже руки не могут ударить, и ослабел для телесного греха, и глаза стали подслеповаты, чтобы что-то заметить, а язык все продолжает говорить и говорить ненужное. С тех пор как он развязался, он, как на грех, никак не может завязаться. Первое, что чувствует человек от чудесного явления: горе мне, погиб я!

Апостол Петр ведет себя точно так же, когда Христос совершает чудесный лов рыбы на Генисаретском озере. Петр говорит: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный». Если человек является участником чуда и живым свидетелем чуда, то первое чувство у него – это страх и желание скрыться куда-нибудь. «Уйди от меня, я человек грешный, горе мне».

Если человек желает чуда – это ненормальный человек. Если человек гоняется за чудесами, ищет их – это больной человек, с расстроенной душой, которая чужда богопознанию. Это взвинченный, экзальтированный, может быть, не очень нормальный психически, а может быть, психически нормальный, но душевнобольной человек, не имеющий страха Божиего. Естественное чувство человека здорового, попавшего в область чуда: горе мне, погиб я, выйди от меня, ибо я грешный человек. Искать чуда нельзя. Если ты не ищешь, а оно тебя нашло, надо бояться. Так поступал Исаия.

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Это то, что у нас бывает в литургии. Тело Христово – это разожженный уголь, который, как бы клещами, берется с жертвенника священником лжицей (ложечкой) священной, и вкладывается этот разожженный уголь под видом хлеба и вина в уста человеческие. И как будто Ангел Господень говорит человеку: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Исаия описывает явление Ангела Господня, это литургический текст.

Мы поем на евхаристическом каноне слова: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея». Это песнопение предваряет Причастие, слова его взяты из книги Исаии, когда он видел видение. Песнопение – это одно из самых важных в нашем сознании. Благодаря точному соответствию текста древней книги нашей литургической практике оно напоминает о Причастии.

Страница 21