Живи настоящую жизнь. Заглянуть в себя и найти опору - стр. 1
Информация от издательства
Оригинальное название:
孤独をたのしむ力
Kodoku o tanoshimu chikara
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Tokio Godo, 2014
Original edition published by Nippon Jitsugyo Publishing Co., Ltd.
Russian Edition arranged with Youbook Agency, China and Nova Littera.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2024
Предисловие
Распространение социальных сетей и мессенджеров, а также смартфонов, на которые устанавливаются эти приложения, ознаменовало наступление эпохи «вечного онлайна» – постоянной доступности.
Социальные сети служат инструментом удовлетворения человеческой потребности в одобрении. Многие переживают о том, что о них думают окружающие: в результате они становятся одержимыми идеей создавать привлекательные фотографии, иллюстрирующие их жизнь, и собирать побольше лайков.
Для многих слова «одиночество» и «изоляция» несут отрицательный смысл.
Мы придаем отношениям между людьми огромное значение и считаем, что быть одному очень плохо. Говорят, что человек не должен жить в одиночестве, и нам нечего возразить.
У ребенка, который только начал ходить в школу, родители первым делом спросят: «Ну что, нашел друзей?»
Сами того не замечая, мы закрепляем в обществе систему ценностей, при которой малообщительные люди или одиночки считаются неправильными.
В СМИ часто муссируется тема «одинокой смерти», и это тоже свидетельство того, что одиночество нередко воспринимается негативно.
В результате многие стремятся избежать одиночества и стараются не появляться нигде без компании или хотя бы проделывать это так, чтобы никто не узнал. Эти люди ведут себя так не потому, что быть одному стыдно, а из-за навязанных стереотипов, рождающих подобные мысли. Например, такие явления, как синдром одинокого обеда (когда человек испытывает сильный стресс из-за того, что ему не с кем сесть в столовой, и в результате даже перестает ходить в школу или на работу) или перекусы в туалете (когда человек ест в кабинке туалета, лишь бы не показываться в столовой в одиночестве), вызваны страхом, что окружающие сочтут человека неинтересным одиночкой. Этот стереотип приводит к тому, что мы часто общаемся с теми, кто нам не нравится, а также всячески подстраиваемся под тех, с кем у нас нет ничего общего, – и все ради того, чтобы не чувствовать себя одинокими и не выглядеть таковыми в глазах других.
Мы боимся быть самими собой, всячески сдерживаемся, что приводит к психологическому истощению. Мы испытываем упадок сил и ощущаем себя загнанными в тупик.
Именно из-за того, что мы живем в эпоху «вечного онлайна», нам и необходима эта сила.
Способность находить опору в себе, о которой идет речь в этой книге, вовсе не подразумевает социального отторжения, стремления избежать контакта с другими людьми и любви к одиночеству в буквальном смысле.
Способность находить опору в себе – это умение брать на себя ответственность за собственную жизнь и концентрироваться на своих стремлениях, даже общаясь с другими людьми. Вы сможете наслаждаться и обществом других людей, и одиночеством. Вам не будет грустно, даже если никого не окажется рядом.
Чтобы выработать такое отношение к жизни, необходимо обзавестись привычкой вести диалог с собой, то есть привычкой рефлексировать. Это высокоинтеллектуальная работа по осознанию собственных ценностей, размышлению над пережитым опытом и его анализу с точки зрения этих ценностей, корректировке системы своего мышления и поступков, а также развитию личности.
Как однажды сказал английский психиатр и психолог Энтони Сторр, «способность быть одному связана с самооткрытием и самоактуализацией, с осознанием собственных глубочайших нужд, ощущений и импульсов».
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ЛИШЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ МЫ ПОНИМАЕМ, КАКИЕ МЫ НА САМОМ ДЕЛЕ, И МОЖЕМ ОТРЕФЛЕКСИРОВАТЬ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.