Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XI. Ноябрь - стр. 65

более трехсот западных епископов и только семьдесят шесть восточных. Зараженные арианством и в то же время боявшиеся вступить в состязание с такими поборниками православия, как Афанасий и Павел, и потому желавшие удалить их с Собора, восточные епископы отказались вступить в соборное собеседование с западными, пока те не изгонят Афанасия и Павла из своей среды. Тогда Протоген, епископ Средецкий[154], преподобный Кудровий и другие сказали восточным:

– Мы и собрались сюда именно для рассуждения – не только о единосущии Сына Отцу, но и о деле Афанасия и Павла.


Мучение святого Павла, архиепископа Константинопольского. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. 1547 г. Афон. Монастырь Дионисиат


Услышав это, восточные епископы отделились от западных, оставили Сардику, и, на возвратном пути, достигнув города Филиппополя, в Македонии[155], составили там свой отдельный нечестивый Собор, на котором постановили, чтобы Сын не был исповедуем Единосущным Отцу, и открыто предали учение об единосущии анафеме. Это еретическое постановление они особыми посланиями объявили по своим епархиям.

Когда весть об этом дошла до отцов Сардикийского Собора, то они прежде всего осудили впавших в ересь через неправое учение о Сыне Божием, а затем извергли из сана обвинителей Афанасия и Павла; затем они признали полную правильность Символа веры, составленного в Никее, и предали анафеме вообще всех, не исповедующих, что Сын Единосущен Отцу. Император Констант, со своей стороны, написал брату Констанцию, убеждая его возвратить Афанасию и Павлу их епископские престолы, и немедленно же отправил Павла в Царьград, давши ему в спутники двух епископов и отправив с ним к Констанцию письмо, в котором, между прочим, писал:

«Афанасий еще находится у меня, а Павла я посылаю к тебе, для того чтобы держава твоя повелела ему вновь принять престол; о том же прошу и для Афанасия, ибо я узнал, что оба они изгнаны были за свое благочестие и были оклеветаны».

Констант к этому прибавил и нечто более резкое, а именно – что в случае несогласия брата он, Констант, сам лично пойдет против него с военною силою и, хотя бы против желания Константа, возвратит Афанасию и Павлу их церкви.

Прибыв к императору Констанцию, святой Павел вручил ему письмо Константа. Испуганный угрозою брата, Констанций изгнал Македония и возвел Павла на патриарший престол; точно так же он вызвал к себе письмом Афанасия и отправил его в Александрию на патриаршество. Велика была радость православных за их пастырей и довольно долгое время они жили в глубоком мире, утешаясь учением великих богодухновенных вселенских учителей. Афанасий в Александрии и Павел в Царьграде были светильниками благочестия для всего мира, далеко разгонявшими тьму арианства. Но вот военачальник Констанция Магненций и его соумышленники убили императора в то время, когда он находился на охоте. Как только не стало защитника православия, благочестивого царя римского Константа, ариане тотчас подняли голову и воздвигли гонение на православных. Прежде всего они восстали против вселенских поборников православия: Афанасий сам удалился с престола, спасаясь от ариан, искавших его смерти, а блаженный Павел был сослан в заточение в Кукуз, в Армению

Страница 65