Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XI. Ноябрь - стр. 45
– Почему, юноша, ты не приветствуешь обычным целованием мою дочь, а свою обрученницу? Если ты ее не любишь, то зачем и обручался с нею?
Галактион, ничего ему не ответив, пошел к девице и сказал ей наедине:
– Епистима! Знаешь ли, почему я не приветствую тебя целованием?
Она отвечала:
– Не знаю, господин мой, и весьма скорблю об этом.
Галактион сказал:
– Так как ты не христианка и осквернена нечистою языческою верою, то я не хочу прикасаться к твоей нечистоте, чтобы не оскорбить Духа Божия; но если хочешь приобрести мою любовь, отрекись от идолов, уверуй в Бога, в Которого верую я и прими Святое Крещение: тогда я дам тебе целование, буду любить тебя, как самого себя, назову тебя своею супругою, и мы до конца проживем в любви и неразлучно.
Епистима отвечала:
– Я сделаю все, что ты велишь, господин мой: я верую в твоего Бога и желаю креститься.
Он сказал:
– Хорошо, мудрая девица, теперь я воистину начинаю любить тебя. Но так как нет никого, кто бы мог крестить тебя, ибо благочестие христианское подверглось лютому гонению, а пресвитеры и клирики – одни перебиты, другие бежали в пустыню, то необходимо мне самому крестить тебя. И так, захвати с собою белые одежды и выйди на реку Кифос – как бы купаться, а между тем и я выйду из своего дома в поле под видом прогулки и, отыскав тебя на реке, окрещу.
Епистима вышла к реке, вышел и Галактион и крестил в Кифосе свою обрученницу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и научил ее молитве. Затем они разошлись, и никто не знал об их тайне. Около того же времени Галактион обратил в истинную веру одного из рабов своего тестя и крестил его, как и свою обрученницу. Этот раб, по имени Евтолмий, впоследствии сделался иноком и написал настоящее житие.
Епистима, после крещения, оставалась в родительском доме, упражняясь в богомыслии и молитвах, которые она совершала тайно, ибо она скрывала от отца принятие ею христианской веры.
Когда, на восьмой день после крещения, к ней пришел Галактион, она сказала ему:
– Дивную вещь хочу я поведать тебе, господин мой. С тех пор как я приняла Святое Крещение, часто вижу я прекрасные чертоги и в них – три лика[117] поющих: один лик – черноризцев; другой – прекрасных дев и третий – каких-то крылатых и огненных благовидных людей; и от сего чудного видения и от сладкозвучного пения ликов сердце мое ощущает чрезвычайную радость.
Галактион, размыслив о виденном Епистимою, сказал ей следующее:
– Черноризцы суть те, которые оставили свои богатства, жен и друзей и последовали за Христом, в нищете, чистоте и терпении проходя тесный и скорбный жизненный путь. Прекрасные девы – это оставившие своих женихов, и родителей, и всякую мирскую прелесть – пышные одежды, имение и прочую суету, – и последовавшие за Христом. А крылатые мужи суть ангелы Божии, вместе с коими те девы радуются и ликуют на небесах и славят Бога хвалебными песнями.