Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VIII. Август - стр. 66
В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал:
– Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, – для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит через пророка, что в последние дни «назовет рабов Своих новым именем» (Ис. 65:15).
Первосвященник Анан возразил:
– Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах?
– Если послушаете меня, – ответил святой Матфий, – я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом.
Когда первосвященник дал свое согласие, святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе – как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени из воздвигнуть такого Мужа, через Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: «И благословятся в нем [племена], все народы ублажат его» (Пс. 71:17), – как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (Исх. 3:2), о Которой предсказал Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), то есть «с нами Бог». Моисей то же ясно предвозвестил о Христе, говоря: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил и Исаия: «Как овца, веден был на заклание» (Ис. 53:7) и «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного воскресения Господня.
Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящих о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал святому Матфию:
– Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: “Пойдем в след богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”… И пророка того или сновидца того должно предать смерти»? (Втор. 13:1, 2, 5).
Святой Матфий отвечал:
– Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он – Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него, и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени.
– Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? – спросил первосвященник.