Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VIII. Август - стр. 65
В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, – гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот, когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав Синедрион и призвав на суд святого апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами:
– Вся вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это – не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших и по ненасытному корыстолюбию, – скорее мучительству, – римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа: вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей: Иуда Галилеянин и Февда Волхв; с их погибелью уничтожилась и самая память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назарянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон дан был Моисею Самим Богом, что его соблюдали патриархи и пророки, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея, с Богом, как с человеком беседовавшего? Кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? Кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елисея, ожил? И иные угодники Божии сколько совершили чудес, однако не один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус – присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; пророки, вдохновляемые Святым Духом, говорили, исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами; сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И, по гордости Своей, Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла, и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, Святой Город и законы отцов находятся в рабстве у римлян, и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и – что всего печальнее, – галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол – если нет возможности избежать обоих, – следует избирать меньшее, более терпимое. И этот, сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит – мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправления его желаем, – и из двух пусть изберет одно: или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь, или именоваться христианином и умереть.