Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь - стр. 89
Когда жители города узнали о происшедшем, то все, а в особенности любители наук, сильно жалели Ипатию. Между прочим, слух о происшедшем мятеже дошел до иноков Нитрийской горы[246]. Они исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа и, собравшись в количестве до пятисот человек, пришли из пустыни в город, желая защищать патриарха. Случайно им попался где-то эпарх, ехавший навстречу в колеснице. Увидев правителя, иноки стали кричать ему, укоряя его и называя эллином и идолопоклонником, потому что раньше он придерживался эллинской веры[247] и лишь недавно принял крещение в Константинополе. Один из иноков бросил в эпарха камнем и попал ему в голову. Когда на крик окружавших эпарха во множестве сбежался народ, иноки удалились от него; слуги же эпарха схватили одного из иноков, по имени Аммоний. Эпарх, предполагая, что иноки были возбуждены против него патриархом, сильно разгневался и предал Аммония жестоким пыткам и мучениям, среди которых тот и умер. Узнав об этом, святейший патриарх сильно восскорбел духом и, повелев взять тело мученика, с почетом похоронил его.
Между тем изгнанные из города иудеи, устроив для себя место зрелищ и игр, поставили для поругания Христа и оскорбления христиан длинный крест и, схватив некоего христианского отрока, распяли его распростертым на кресте. При этом они не гвоздями прикрепили его к кресту, но привязали веревками и долго ругались над ним, смеясь и плюя на него. Окончив насмешки, они били его до тех пор, пока тот не умер на кресте, и так мученик Христов сделался подражателем Христовых страданий. Святой Кирилл, узнав об этом новом злодеянии иудеев, обратился с письмом к императору, которому он сообщал обо всех обстоятельствах случившегося, – и от императора, хотя и не скоро, но все же вышло справедливое распоряжение. По этому распоряжению иудейские начальники, стоявшие во главе замысливших указанное злодеяние, были казнены, эпарх же – уволен от должности.
После того святитель Христов Кирилл, победив смуту, злобу и вражду врагов христианского имени, благополучно пас вверенное ему словесное стадо овец Христовых.
Но, когда утихли в Александрии описанные смуты, во всей поднебесной наступило еще большее волнение, возбужденное ересью Нестория, и святому Кириллу предстояло совершить новый, более великий подвиг. В Церкви Константинопольской после кончины патриарха Сисиния[248], который был преемником Аттика[249], на патриарший престол возведен был Несторий[250], переведенный из Антиохии[251], – человек, как предполагалось, твердый в вере и добродетельный по жизни, но внутри тайный еретик. Он рассеивал среди верующих семена еретического учения, как плевелы среди пшеницы, сначала не сам лично, но через своих единомышленников. Ересь же его заключалась в хуле на Христа Бога и на Пречистую Деву Богородицу; ибо он, окаянный, утверждал, что от Девы Марии родился простой человек Христос, а не Бог, так как утроба женщины не могла вместить Бога, а только человека. По учению Нестория, Бог Слово соединился с человеком Иисусом с самого момента зачатия лишь благодатию и обитал в нем, как в храме. Поэтому Деву Марию Несторий называл не Богородицею, но Христородицею. Ересь Нестория рассеивали среди народа находившиеся при Нестории его приверженцы – епископ Дорофей и пресвитер Анастасий, взятые им с собой из Антиохии.