Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь - стр. 7

Семейство кузнечных дел мастера Евсея сына Уржумова было многочисленным, хозяйственным и трудолюбивым, поэтому не бедствовало и не помышляло о святотатстве или разбойничьем промысле. Все на вятской земле, от мала до велика, знали Уржумовых в лицо и обходили стороной их домохозяйство. Пожалуй, ни у кого из вятичей не было такого крепкого и сильного владения. Семейство славилось тем, что никто не отделялся, не требовал своей доли в общем владении. Приходилось иногда призывать односельчан на услужение во время весенних и осенних работ, но за это расплачивались или семенным зерном, или ещё чем-нибудь, но никогда не обижали работников, отдавали столько, сколько те просили за услуги. Евсей Уржумов учил домочадцев:

– Никогда не торгуйтесь с мастером, он знает своё дело. Всегда плати столько, сколько скажет, лишнего не возьмёт.

Уржумовых за это уважали, общинники прислушивались к ним на сходах, хотя и побаивались, избегали гнева с их стороны. Разбойничьи шайки и ушкуйники до поры тоже не трогали хоромы Уржумовых, не крали у них младенцев и не требовали выкупа.

Кроме хозяина Евсея и его супружницы Зореньки в доме ещё проживал молодший братец супружницы Азарий. Вообще-то она звалась Филозва. Никто не знал, почему её назвали Филозва, если не крестили по-православному, да и в этих краях православия отродясь не знали. Оно пришло сюда только в конце царствования Ивана Васильевича, царя Московского Грозного. Здесь всё ещё поклонялись Перуну, Сварогу, Велесу. Примечательно было то, что мужчины в доме Уржумовых занимались не только в кузне, но они были и кожевниками, и скорняками, и сапожниками, и портными. Не отставали от них и женщины, которые тоже владели многими умениями, не только в хозяйстве, но ещё рукоделием, успешной торговлей, выделкой кож, мехов, домоткачеством и многими другими промыслами. Кроме Евсея, его супружницы Филозвы и их шести детей, одной дочки и пяти сыночков, а также Азария, его супружницы Матрёны, шестерых детей, ещё одно семейство входило в состав дома Уржумовых – это племяш Евсея по имени Клим. К моменту наших событий он недавно сыграл свадьбу с девицей Лёлей Кумовцовой. Вокруг удивлялись тому, что три семейства в одном доме уживаются.

Беда к Уржумовым пришла на Варварин день 6997 года от сотворения мира. В вятских краях православие приживалось нехотя, с трудом, приспосабливаясь к местным языческим традициям и обычаям. Уржумовы происходили из кривичей, древних языческих мастеров-каменщиков и резчиков по дереву, проживавших на берегу Днепра под Киев-градом. Спасаясь от ненавистного крещения, они покинули насиженные места и бежали в X веке, побросав всё, что честным трудом годами наживалось. Сначала примкнули к древлянам, но с наступлением православия по Волге спустились к Каме, потом к Вятке и окончательно обустроились на берегу Уржумки, где позднее возник городок Уржум. На Днепре они ещё не были Уржумовыми, они стали называться этой фамилией, попав на вятскую землю, а в исконно родных краях они назывались по имени древнего корня, от которого пошла молодая поросль, и это был Онуч, старшего сына Сбруй Онучев-сын. Так и прижилась потом фамилия Онучев. Оказавшись в древлянских лесах, пришлось сбросить эту кличку и сделаться Хомутовым (то есть мастер хомутов), чтобы не нашли великокняжеские соглядатаи, рыщущие каждого, кто против святого крещения. Но скоро отсюда тоже пришлось убираться. На Вятчине Онучевы стали Уржумовыми, окрепли, обзавелись хозяйством.

Страница 7