Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том V. Май - стр. 19
Пророк Иеремия. Иконописец Мануил Панселин. Фреска. XIV в. Афон. Монастырь Протат. Церковь Успения Богородицы
После сокрытия жертвенного огня пророк Божий взял кивот Завета, вынес его из храма и сохранял в своем жилище до той поры, пока не кончилось смятение в городе, происшедшее вследствие данного тогда Навузарданом приказа касательно разграбления и сожжения Иерусалима.
Когда святыня Господня вынесена была из храма, воины халдейские, по распоряжению Навузардана, немедленно собрали все храмовые драгоценности, золотые, серебряные и медные, для отправления их в Вавилон, и сам храм подвергли полному разрушению; тогда же разорены были и сожжены и все царские дворцы, и лучшие дома, красовавшиеся на улицах Иерусалима; раскопаны были и сравнены с землей и городские стены. Великое множество иудеев пало тогда от меча завоевателей и более всего – в долине Тофет, на которой прежде беззаконники закалали в жертву
Молоху своих сыновей и дочерей и на которую теперь сгоняли халдеи их самих для убоя. Оставленные же в живых и еще не утратившие сил уведены были потом в плен. И из народа жестоковыйного оставлены были в Иудее только слабые и ничего не имеющие – которым, по приказанию Навузардана, отданы были для обработки и для пропитания виноградники и поля, (Иер. 39:10; 4 Цар. 25:12).
Покидая разграбленный и разоренный Иерусалим, Навузардан поставил над опустошенной Иудеею областным начальником Годолию, сына того Ахикама, который однажды избавил Иеремию от рук убийц и который избрал себе местожительство уже не в Иерусалиме, а в Массифе[14], подле Иерусалима. Там же поселился и пророк Иеремия, чтобы жить, по распоряжению Навузардана, под охраной и покровительством областного начальника (Иер. 40:5).
Пользуясь свободой и наступившим успокоением своей страны, святой Иеремия вместе с благоговейными священниками и левитами взял сохранявшуюся у него святыню дома Божия и отнес ее на гору в земле Моавитской, за рекой Иорданом, близ Иерихона, с которой некогда пророк Моисей созерцал обетованную землю, на которой он умер и погребен на месте, никому не известном (Втор. 34). На той горе пророк Иеремия нашел пещеру, внес в нее кивот Завета; вход в эту пещеру загородили большим камнем. И камень этот как бы запечатал Иеремия, начертав на нем своим перстом имя Божие, – причем написание то было подобно написанию железным острием, ибо твердый камень под пишущим пальцем пророка был мягок как воск, а после опять отвердел по свойству своей природы. И сделалось место оное крепко, как бы отлитое из железа. После того святой Иеремия, обращаясь к сопровождавшим его людям, сказал: «Отошел Господь от Сиона на небо! И возвратится Он с силою, а знамением Его пришествия будет, когда все народы земные поклонятся древу» (крестному, на котором распят Спаситель мира, Господь Иисус Христос).