Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IX. Сентябрь - стр. 98


Кондак, глас 4:

Возвеселися явленно честная Церковь Христова, в память днесь принословущаго святителя Иоанна, от великаго Новаграда возсиявшаго, и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, и всеми добродетельми украсившагося: и по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, источающее велия чудеса. Тем же зовем ему: о всеблаженне, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Память 8 сентября

Слово на Рождество Богородицы

Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят прийти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату И как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон[250] создал Ему храм (3 Цар. 5-7; 2 Пар. 2-4) через искуснейшего строителя Хирама[251], который был исполнен художества, разума и знания на всякое дело. Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня (3 Цар. 5:17-18), из благовонных деревьев: кедра и кипариса (2 Цар. 6:9-10), привозимых с Ливана[252], и из чистого золота, на возвышеннейшем месте, на горе Мориа[253]. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов (3 Цар. 6:18-35; 7:18-22, 29-42). Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты все множество людей израильских, и снизошла на него слава Господня во огне и облаке (3 Цар. 8:10-11). Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. «Какой дом созиждете Мне, – говорит Господь, – или какое место для покоя Моего?» (Деян. 7:49). И вот, Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? Воистину – премудрейшим, самою Премудростью Божией, как говорит Писание: «Премудрость построила себе дом» (Притч. 9:1), а все сотворенное Премудростью Божией прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему— верный свидетель на небе, говорящий к Ней:

Страница 98