Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IX. Сентябрь
1
См. Дан. 2:21. – Времена – продолжительные периоды времени; лета – года, краткие сроки.
2
Всесожжение – библейское название для особого рода жертвоприношений. Тогда как от других жертв сжигалась лишь одна часть, а остальное поступало в пользу священнослужителей или самих жертвователей, жертва, приносимая во всесожжение, сжигалась вся. Жертва всесожжения означала собой, что человек, ее приносящий, всего себя, и душу, и тело свое, приносит в жертву Богу, и была прообразом жертвы Христовой (см. Евр. 9:9-14).
3
Лев. 23:3; Втор. 5:13.
4
Осень была началом нового года с древних времен. Основания для этого можно находить и в самой природе. С окончанием лета обыкновенно оканчиваются жатва и труды целого года (Исх. 23:16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.
5
О Ное, последнем патриархе допотопного мира, и всемирном потопе повествуется в Книге Бытия (Быт. 5:29-32; 6-9). Святой апостол Петр в спасении людей от потопа в ковчеге Ноевом дает видеть указание на наше спасение через крещение во Христа. (1 Пет. 3:19-22). – Арарат – высочайшие горы Армении, поднимающиеся на границе России, Турции и Персии, с двумя вершинами: Большой Арарат, который у персов называется «гора Ноя», и Малый Арарат.
6
Скрижали – каменные доски, на которых Самим Богом начертаны были 10 заповедей.
7
Скиния (куща, палатка) – это походный храм иудейский. Он был построен по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае (см. Исх. 25:8-9, 40), и назывался «скинией собрания», потому что сюда собирался народ для богослужения, и «скинией откровения», или «свидетельства», потому что здесь Бог открывал людям Себя и Свою волю.
8
Святое Святых – третья, внутренняя часть скинии. Здесь находился Ковчег Завета, в котором хранились скрижали закона, золотой сосуд (статна) с манной и жезл Аарона. Сюда входил только первосвященник, в день очищения, совершаемого однажды в год, с кровью жертвенного животного и кропил этой кровью над ковчегом завета, для очищения грехов народа (см. Лев. 16:29-34). Смысл и значение этого священнодействия раскрыты апостолом Павлом в Послании к Евреям. (Евр. 9:3-7, 8-15, 24-28; 10).
9
Это совершалось в 10-й день, который назывался Днем очищения, или умилостивления. В этот день первосвященник поставлял пред Скинией двух козлов и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа, а над другим исповедовал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню (Лев. 23:26-32; см. Евр. 11:11-14).
10
Год у евреев состоял из 12 лунных месяцев. Месяц авив, или нисан (Неем. 2:1, Есф. 3:7), соответствующий нашему марту, был началом священного года (Исх. 12:2; 13:4), а месяц тисри, по счету седьмой, соответствующий нашему сентябрю, считался первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался Праздником труб (Исх. 23:24); 10-й день – День очищения; 15-й день – праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах или палатках (Лев. 23:33-34; Чис. 29:12-39). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или Субботнего года, и пятидесятого, или Юбилейного года (Лев. 25:9) Поэтому седьмой месяц и назван субботой суббот, т. е. праздником праздников.
11
Сентябрь с лат. означает «седьмой».
12
Октавию, римскому кесарю, или императору (ум. 14 г. по Р. X.), когда он сделался единым властителем всей Римской империи, сенат поднес титул Августа. Слово это значит «величество», «великий», «досточтимый», «священный». Этот титул усвояем был потом и прочим императорам римским.
13
С 42 по 31 г. до Р. X. римским миром правили три полководца: Октавий, Антоний и Лепид, называвшиеся триумвирами. Они разделили между собой верховную власть и римские провинции; Октавию достался запад, Антонию – восток, а Лепиду—Африка. Лепид, однако, вскоре был устранен от участия в делах государственных, а затем возгорелась борьба из-за власти между Октавием и Антонием. Последний находился в полном подчинении у царицы египетской Клеопатры, прельстившей его своей необыкновенной красотой, и проводил время в празднествах и удовольствиях. Этим воспользовался Октавий и объявил Антонию и Клеопатре войну. В морской битве при Акциуме (в 31 г. до Р. X.) Клеопатра обратилась в бегство и окончила свою жизнь самоубийством. Так же поступил и Антоний, лишившийся господства над миром. Египет был обращен в римскую провинцию, и Октавий сделался единодержавным правителем.
14
Индиктион, или индикт – слово римское и означает «объявление», «назначение», «налог». Индиктом называлось первое число месяца сентября; это название сохранилось до сих пор в нашем церковном уставе и служит для обозначения начала церковного года. Христианский индикт состоит также из 15 лет.
15
Небольшой городок Назарет находился в северной части Палестины, которая называлась Галилеей. Население его было бедно и не пользовалось уважением в глазах других иудеев (Ин. 1:46). Но здесь было отечество Иосифа, обручника Святой Девы; здесь было Благовещение Богородице; здесь протекло детство и отрочество Иисуса Христа; здесь Он воспитывался; здесь пребывал и в начале Своего открытого служения, отчего и назывался Назарянином. С этого времени Назарет, бывший дотоле неизвестным, сделался знаменитейшим местом во всей Галилее. Но в 1263 г. он был обращен турками в совершенные развалины. Через несколько столетий он был построен вновь и долго был беднейшим селением. Ныне Назарет имеет около 6 000 жителей, состоит под особенным покровительством христианских консулов и служит местом паломничества со всех концов христианского мира.
16
Синагога (значит «собрание», по-славянски «сонмище») – место религиозных собраний у иудеев. По закону богослужение должно было совершаться в скинии и потом в храме Иерусалимском. Но во время плена иудеев храм Иерусалимский был разрушен, и иудеи собирались для богослужения в частные дома. Эти частные собрания мало-помалу получили определенные места и времена, известный чин и порядок и, таким образом, дали начало синагогам. Во времена Иисуса Христа и апостолов синагоги распространены были всюду, где жили евреи, и в больших городах было по нескольку синагог. Собрания в синагогах происходили по субботам и по праздникам.
17
В собраниях синагогальных читались обыкновенно определенные части из закона, т. е. книг Моисеевых, и пророков, т. е. из пророческих книг Ветхого Завета, причем эти чтения и объяснялись, т. е. произносились речи по поводу прочитанного и слышанного. Читать и объяснять имел право всякий желавший того, с соизволения начальника синагоги (архисинагога) и старцев. Желавший читать вставал, когда заявлял свое намерение, и стоял, когда читал определенное место из священных книг. Когда Господь дал знак, что Он хочет читать и говорить поучение, чтение из закона, как видно, было уже окончено и предстояло чтение из книг пророческих.
18
От лица Мессии пророк изображает цель Его пришествия в мир – устроить новый период в жизни человечества, блаженное время для тех, кто верой примет учение Иисуса Христа и будет в жизни исполнять великие заветы этого учения. – Лето Господне приятно – так назывался у евреев юбилейный, или пятидесятый год (см. выше), который, вследствие объявления всеобщей свободы, был радостнейшим годом и взят пророком для изображения счастливого для искупленного человечества времени Царства Христова.
19
Мессия – слово еврейское и означает то же, что и греческое «Христос» – т. е. «помазанник», и происходит от помазания священным миром. Через это помазание лицам, избранным или призванным Богом к известному служению, сообщались дары Святого Духа. Помазанниками назывались цари, пророки и первосвященники. Но в особенности это наименование принадлежит Иисусу Христу, потому что на Него налиты все дары Святого Духа (Ис. 11:1-2). Ему в высшей степени принадлежат святость первосвященника, который непричастен злу и имеет священство непреходящее (см.
20
1 Вселенский Собор был созван святым Константином Великим (память которого 21 мая) в 325 г. против пресвитера Ария и его сообщников, проповедовавших еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть Бог. Собор, состоявший из 318 епископов, осудил арианскую ересь, утвердил догмат о единосущии Сына с Богом Отцом и составил первые семь членов Символа веры, который и поныне использует Православная Церковь. Никея – город в Малой Азии, в древности богатый и цветущий, теперь бедный и малонаселенный. Завоевав его (вторично) в 1330 г., турки разрушили лучшие здания, а церкви обратили в мечети.
21
Максенций – римский император (306-312 г.). Он преследовал христиан и отличался жестокостью. Выведенные из терпения римляне пригласили себе на помощь Константина, который под спасительным знамением креста одержал победу над войсками Максенция, погибшего в волнах Тибра. В 313 г. императоры Константин и Ликиний (правивший восточной частью) издали указ, которым религия христианская была объявлена государственной, наравне с древней языческой. Но Ликиний вскоре, однако, начал преследовать христиан. Тогда Константин обратил свое оружие против Ликиния и, окончательно победив его в сентябре 323 г., сделался единым властителем Римской империи. Это событие и было ближайшим поводом к установлению празднования в сентябре новолетия.
22
апостолом Павлом в Посланиях к Римлянам, Галатам и Евреям. Главное отличие: закон Моисеев предписывал заповеди неудобоисполнимые во всей их полноте и поражал преступника проклятием, не давая ему однако же достаточно сил для достижения законной праведности (Гал. 3:10); Христова благодать снимает с человека проклятье законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (Гал. 3:13; Рим. 5:9-10), прощает и очищает грехи и дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (1 Ин. 1:9. Мф. 11:30).
23
См. Иез. 11:19 и Евр. 8:10.
24
Скиния, по объяснению Филарета, митрополита Московского, представляла Церковь, постепенно устрояемую в роде человеческом вообще и в каждой душе верующей в особенности. Двор, открытый для всего народа, означал внешнюю церковь и всеобщее к ней призвание, а жертвенник и умывальница прообразовали христианские таинства Крови и Воды, которые входят в нее и запечатлевают союз с ней. Святилище, предоставленное священникам, представляло внутреннюю Церковь, в которой Христос есть и истинный свет, и хлеб животный, и алтарь, возносящий к Богу возлагаемый на него верующими молитвы и благодарения. Святое святых, доступное только одному архиерею, означало самый престол и владычество Мессии Богочеловека, Которого прообразовали здесь и скрижали закона, и манна, в жезл Аарона прозябший, и Который служит для нас нашим искуплением, оправданием, очищением и освящением. В отношении к душе нашей, тремя частями своими, скиния означала три степени приближения нашего к Богу; внешнего очищения, внутреннего просвещения и таинственного соединения со Христом.
25
См. 6:19. Апостол говорит, что христиане находятся в духовно-таинственном единении со всей Святой Троицей, так как Бог Отец, Владыка всех Его созданий, послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы Он драгоценною кровью Своею искупил грешных людей от рабства диаволу, а Дух Святой как домостроитель проводит заблудших рабов в дом Божий, сочетает их с Христом и через благодатные Свои дары, подаваемые в святых таинствах, душу каждую созидает в духовное жилище для служения Богу всеми силами души и тела.
26
Т. е. Ты, Господи, ни в чем не имеешь нужды; если кто сделает доброе, сам получает от того пользу; Тебе же нет никакого приобретения.
27
Т. е. оправдание через Христа Спасителя достигается твердой, сердечной верой в Него и всецелой преданностью убеждению в Его нисшествии на землю для нашего спасения и в Его живоносном воскрешении из гроба.
28
Увещевая к терпению и вере, апостол Павел объяснил, почему вера так необходима христианину; она делает действительным то, что ожидается, и видимым невидимое, она произвела великих праведников и действовала в них, делая их непобедимыми в опасностях и побуждая их к страданиям. В частности, слова «заградиша уста львов» относятся к пророку Даниилу (см. Дан. 6); «угасиша силу огненную» – к трем отрокам в печи вавилонской (Дан. 3); «избегоша острия меча» – к Давиду и пророку Илии; «возмогоша от немощи» – к Иову и Езекии (4 Цар. 20).
29
Сион – гора, на которой построен Иерусалим.
30
Слова Божии чисты от всякой примеси лжи и обмана, как чистое серебро, очищенное через огонь.
31
От христианина требуется для его спасения не только вера, но и ее выражение, которое в преизбытке веры является (исповедуется) само собой.
32
Изображение воина Христова и его оружия (Еф. 6:10-18).
33
Песнопения 3 гласа на вечерне в среду.
34
Апостол отдает предпочтение любви, как добродетели, совмещающей в себе и корень веры и плоды упования, но вместе с тем, ставя рядом с ней веру и надежду, он показывает и их великое достоинство.
35
Апостол заповедует не притворную любовь, любовь на словах только, а чистую и истинную, которая свидетельствуется самим делом.
36
Слово премудрость, по употреблении в Священном Писании, имеет весьма обширное значение и иногда означает Самого Христа, предвечное и присносущное Слово Божие (см. Притч. 8:1-22, 36; и 1 Кор. 1:24, 30 и др.).
37
Ветхозаветный закон, как буква, без всякой внутренней силы, только связывает человека своими предписаниями, не давая силы для исполнения их, теперь же, когда явился дух жизни, мы должны служить Богу сообразно этому новому духу жизни, служить свободно и радостно с надеждою на помощь Божию.
38
Эти слова Священного Писания читаются при богослужении в день индикта в одной из паремий, которых положено три. 1-я из Ис. 61:1–9, – пророчество об Иисусе Христе, как Помазаннике, Учителе, Спасителе и восстановителе всех страждущих на земле, о распространении Церкви Его среди народов, о блаженстве и славе принадлежащих к ней. Это именно пророчество, как мы видели выше, было прочитано Самим Спасителем в Назаретской синагоге. – 2-я паремия (из Лев. 26:3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41) содержит обетования Господа исполнителям Заповедей Господних и угрозы нарушителям; ревностное исполнение этих заповедей есть главное условие благоденствия на земле, которого мы обыкновенно желаем при наступлении новолетия себе и ближним. – 3-я паремия (из 1 Фес. 4:7-25) имеет отношение к памяти прп. Симеона Столпника, осуществившего в жизни своей уроки истинной мудрости и явившего торжество благочестия, прославляемое в книге Премудрости. – В VIII в. св. Иоанном Дамаскином написано много песнопений на 1-й день сентября.
39
Каппадокия – область в Малой Азии. Каппадокия была прежде самостоятельным государством. С 363 по 370 г. до Р. X. сначала находилась под властью персов, а затем македонян. Потом, по 16 г. по Р. X., опять имела своих царей. В 17 г., при императоре Тиверии, соединена была с Понтом и Малой Арменией и обращена в римскую провинцию. В конце XI в. (1074 г.) Каппадокия подпала под власть турок и до сих пор принадлежит им. Во времена прп. Симеона христианство здесь процветало. Великие учителя Церкви: святой Григорий Назианзин; друг его, святой Василий Великий; брат святого Василия, святой Григорий Нисский – были родом каппадокиане.
40
Т. е. над ним было совершено таинство Святого Крещения, которое в Священном Писании называется банею (см. Тит. 3:5; Еф. 5:26).
41
Прп. Симеон не был на самом деле пастырем овец словесных, т. е. не имел священнического сана, и называется так потому, что самой жизнью своею и учением (беседами) направлял людей к спасению.
42
На Востоке скот до сих пор пасется круглый год и не выгоняется только в сильный снег и бурю, оставаясь тогда в особых загонах.
43
Евангельские заповеди блаженства находятся у евангелистов Матфея (Мф. 5:3-12) и Луки (Лк. 6:20-23).
44
Древние христиане во время молитвы падали лицом на землю, изображая собою крест, т. е. простирая руки в стороны; через это выражалась вера в распятого Господа и сознание человеческой греховности.
45
Т. е., что он докопал до твердой (материковой) земли.
46
Блаженный Феодорит, епископ Кирский, живший в одно время с прп. Симеоном, сам посещал его во время пребывания его на столпе. Он пишет: «О деяниях его хотя могу свидетельствоваться всеми, но страшусь приступить к повествованию, чтобы не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу».
47
Игумен (с греч. «вождь») – начальник монашеской обители.
48
Лавра (с греч. «часть города», «переулок») – ряд келий, расположенных в ограде, вокруг жилища настоятеля, в виде переулков в городе. В первый и последний день недели отшельники собирались вместе для богослужения; в остальные дни хранили безмолвие. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые появилось оно в Египте, а затем в Палестине.
49
Т. е. от ведра, которым доставали воду из колодца.
50
Веревка из пальмовых ветвей – вроде нашей мочальной.
51
Власяница – нижняя одежда, сплетенная из конского волоса и носимая подвижниками на голом теле.
52
Келия с латинского означает, собственно, «сотовая ячейка».
53
Локоть, или лакоть – мера длины, равная 10 вершкам.
54
«Возношения, взимающиеся на разум Божий» – это дерзкие мысли против истин Откровения и определений Церкви. «Пленить всяк разум в послушание Христово» – значит заставить разум покориться истине Христовой, признать ее высоту и силу.
55
Иверия – нынешняя Грузия.
56
Моченое сочиво – размоченные или разваренные сухие плоды, рис, пшеница и т. п.
57
Ограды эти сооружены были приходившим народом из сухих камней. Такие огражденные места назывались «мандрами» и, так как в них поселялись желавшие подвизаться под руководством прп. Симеона, то он называется архимандритом (например, в Минее Служебной).
58
Св. Мелетий был патриархом Антиохийским с 358 по 381 г., а Домн II, или Домнин – с 441 по 448 г.
59
Антоний был учеником св. Симеона и написал его житие.
60
Сарацины – жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а затем христианские писатели перенесли это название на всех и мусульман вообще.
61
Пард, или леопард – хищный зверь, похожий на тигра, но с пятнистой, а не полосатой кожей и менее ростом.
62
Во время жизни преподобного было несколько городов с этим именем; ближе всего к месту, где спасался он, была Антиохия Селевкийская (близ города Селевкии Пиерии).
63
Растерзание преступников дикими зверями – вид казни – происходило обычно в особых зданиях, которые назывались цирками, и было, по наследию от времен языческих, всенародным зрелищем.
64
Измаильтяне – потомки Измаила, сына патриарха Авраама от Агари: см. Быт. 25:12 и след.
65
Скифы жили преимущественно по северному берегу Черного моря.
66
Царствовал с 408 по 450 г.
67
Евтихий, осужденный IV Вселенским Собором, учил, что Иисус Христос имел одно естество – Божеское, тогда как Святая Церковь всегда признавала и признает в Иисусе Христе два естества неслиянные и нераздельные – Божеское и человеческое.
68
Царствовал с 450 по 457 г.
69
Мартирий был патриархом Антиохийским с 456 по 468 г.
70
Стадия – мера длины, около 88 саженей; семь стадий – около 1,25 версты.
71
Память его 11 декабря.
72
Память прп. Авксентия 14 февраля.
73
Халкидонский собор – IV Вселенский – был в 451 г.
74
Вифания – селение к юго-востоку от Иерусалима, верстах в двух с небольшим, при подошве горы Елеонской.
75
Великими церквями на Востоке называются храмы, находящиеся в патриархиях и назначенные для совершения в них богослужения именно самими патриархами.
76
Лев Великий царствовал с 457 по 474 г.
77
Здесь разумеется Антиохия Сирийская, некогда великолепная столица Сирийского государства, а ныне бедный городок азиатской Турции.
78
Некоторая часть от мощей святого Симеона потом перенесена была к преподобному Даниилу Столпнику, по его молитвам, как о том пишется в житии этого святого – 11 декабря.
79
В VIII в. святым Иоанном Дамаскином сложен канон прп. Симеону, а от патриарха Германа Церковь приняла священные песнопения в честь преподобного.
80
Евагрий Схоластик, живший в VI в., написал «Церковную историю».
81
Никифор Каллист, живший в XIV в., написал «Историю Церкви».
82
«Луг духовный» – сочинение монаха Иоанна Мосха, содержит в себе сказания из жизни восточных отшельников.
83
Райфа – селение на восточном берегу Синайского полуострова.
84
Селевкия – приморский город Сирии, на берегу Средиземного моря к западу от Антиохии и при устье реки Оронта.
85
Событие с диаконом Миною может быть понимаемо таким образом. По неизвестной причине Мина самовольно оставил монашество и диаконство и проводил время как мирянин. Это своеволие с его стороны, конечно, было тяжким грехом, но в то же время без суда церковного над ним, он не мог еще почитаться лишившимся благодати диаконства. Соответственно этому, и совершенное над Миною, по повелению преподобного, пострижение, равно как и произнесение Миною молитвы, т. е. ектеньи, было только образным, видимым напоминанием Мине об оставленном им своевольно иноческом житии и диаконском служении; через это напоминание преподобный, очевидно, хотел возбудить в Мине раскаяние и, кроме того, быть может, избавить братию монастыря от сомнений в возможности для Мины продолжать диаконское служение. Что же касается излияния у Мины глаза, то оно означало, что Мина наказан за свой грех Самим Богом и, следовательно, более наказанию – по монастырскому уставу и правилам церковным – не подлежит.
86
В этом повествовании замечательно, что отлученные пресвитером по клевете хотя и безвинно лишены были причащения Св. Таин, однако подверглись тяжкой болезни, причем и сами они, как бы забыв о своей невиновности, молились о выздоровлении отлучившего их, чтобы, получив от него прощение, иметь возможность приобщиться Св. Таин.
87
Город Иерихон находился на западном берегу реки Иордан, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм Это был царский город земли Ханаанской, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною. При вступлении евреев в землю Обетованную он первый подлежал их завоеванию и взят был ими чудесным образом. Ныне поблизости древнего Иерихона стоит небольшая, бедная и грязная деревенька Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обитателями.
88
Повествование о чудесном продолжении дня по молитве Иисуса Навина, см. Нав. 10:12-14.
89
Деятельность прав. Иисуса Навина в качестве вождя народа еврейского изложена подробно в принадлежащей ему «Книге Иисуса Навина». Она помещается в Библии вслед за Пятикнижием Моисеевым и, составляя продолжение истории, начатой в книгах Моисея, повествует о завоевании земли Обетованной, о разделении ее между коленами Израилевыми и о кончине Иисуса, и обнимает период времени с 1556 по 1550 до Р. X. Книга Иисуса Навина имеет значение и прообразовательно-пророчественное. Апостол Павел называет Иисуса Навина прообразом Иисуса Христа (см. Евр. 4:8-9). Как он ввел Израиля в землю Обетованную, так и Христос вводит верующих в Него в наследие в Царстве Небесном. Переход евреев через Иордан – вот прообраз нашего крещения. Раав—язычница, ставшая праматерью Спасителя (см. Мф. 1:5) – прообраз язычников, вступивших в Церковь Христову. В церковном богослужении из Книги Иисуса Навина читаются 3 паремии (5 января, в Великую Субботу и в праздники в честь ангелов).
90
Еретики, отвергавшие и преследовавшие иконопочитание, считая его идолослужением, равно как и почитание святых мощей. Иконоборческая ересь возникла в Восточной Церкви в начале VIII столетия и долгое время господствовала на Востоке, пока, наконец, не была осуждена в 787 г. на VII Вселенском Соборе в Никее. Окончательно иконопочитание было восстановлено на Константинопольском Соборе 842 г.
91
Царствовал с 716 по 741 г.
92
Поприще равнялось приблизительно 690 саженям, следовательно, 18 поприщ составляют около 23 верст.
93
Построен римским императором Траяном; главный город страны того же имени, находившейся в Каппадокии, составлявшей некогда часть Малой Армении.
94
Супруга византийского императора Феофила иконоборца. По смерти последнего, в царствование сына ее Михаила III (царствовал с 842 по 867 г.), на Константинопольском Соборе 842 г. было восстановлено иконопочитание и установлено Торжество православия, совершаемое в первую неделю святой Четыредесятницы.
95
Это событие праздновалось даже в Константинополе в Халкопратийском храме Богоматери. Время обретения иконы в рукописных и печатных славянских святцах XVII в. означено годом 6364. От сотворения мира до Рождества Христова по общепринятому летосчислению протекло 5508 лет, но так как в исторической летописи печатных святцев XVII в. от С. М. до Р. X. чаще считается не 5508 лет, а ровно – 5500, то здесь должно разуметь 864, а не 856 г. от Р. X. Царица Феодора в это время (855-867) вела уже частную жизнь.
96
Пострадали при императоре Ликинии, соправительствовавшем Константину Великому с 311 по 324 г. по Р. X.
97
Македония – провинция Византийской империи на север от Греции. Адрианополь основан первоначально императором Адрианом и назван по его имени; находится недалеко от Константинополя, в нынешней Восточной Румелии. В последнее время этот город, прежде весьма значительный, находится в упадке. Половина населения болгары и сербы.
98
Ираклия – город на берегу Мраморного моря.
99
Пострадали в Никомидии, в северо-западной части Малой Азии, резиденции императора Диоклетиана. Время кончины этих святых точно неизвестно. Некоторые относят его к Диоклетианову гонению (началу IV в.) – В Студийском уставе патриарха Алексия (XI в.) говорится, что мощи их находились в Студийском монастыре и им 1 сентября совершалась служба.
100
Пафлагония – провинция Римской империи, находившаяся на юге Малой Азии.
101
Высшее сословие в Римской империи, соответствующее нашему родовитому дворянству, называлось патрициями.
102
Гангра – главный город Пафлагонии.
103
Имя Кесарии носили несколько городов. Кесария, главный город римской провинции Каппадокии, был впоследствии разрушен землетрясением.
104
Император Аврелиан царствовал с 270 по 275 гг.
105
Серапис – языческое божество, изображавшееся в виде мужчины на троне, со скипетром в руках и орлом у ног; на голове – корзина, символ обилия. Оно олицетворяло собою мужественную и производительную силу природы. Во времена мч. Маманта почитание этого идола в Римской империи было особенно распространено.
106
Город Эги находился в провинции Киликии, в Малой Азии, при Песком заливе.
107
Голиаф – известный библейский великан, филистимлянин, считавшийся непобедимым и павший в единоборстве с Давидом (1 Цар. 17).
108
Цирком называлась площадь, огороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собою и со зверями. На эту площадь, или арену, бросали и христиан, и потом выпускали сюда хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках.
109
Мамант скончался в 275 г.
110
Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и называется Отступником.
111
Константинополь – столица Византийской империи, ныне Стамбул; основана Константином Великим в 326 по Р. X., на месте прежнего незначительного городка Византия.
112
Юстин II Младший – восточно-римский император, царствовал с 565 по 578 г.
113
Тиверий – преемник Юстина II; царствовал с 578 по 582 г.
114
Преемник Тиверия; царствовал с 582 по 602 г.
115
Евтихий был патриархом в первый раз с 552 по 565 г.; затем патриархом был после него в продолжение пяти лет Иоанн III Схоластик; потом Евтихий снова был возведен на патриаршество и патриаршествовал до самой смерти своей, последовавшей в 582 г., когда был возведен на его место св. Иоанн IV Постник.
116
Газа расположена на берегу Средиземного моря; в древности была одним из пяти известнейших филистимских городов и служила пределом хананеев на юге Палестины. В Новом Завете о Газе упоминается только в истории обращения вельможи эфиопской царицы Кандакии (Деян. 8:25). С IV в. Газа была уже христианским городом, а в VII в. покорена магометанами.
117
Это было 2 сентября 595 г. по Р. X.
118
В 284 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную: первою управлял Диоклетиан, а второю друг его Максимиан; царствовали с 284 по 305 г.
119
Никомидия – столица Восточной Римской империи, резиденция императора Диоклетиана, великолепный город в области Вифинии на берегу Пропонтиды (Мраморного моря), в северо-западной части Малой Азии.
120
Никомидия – столица Восточной Римской империи, резиденция императора Диоклетиана, великолепный город в области Вифинии на берегу Пропонтиды (Мраморного моря), в северо-западной части Малой Азии.
121
Здесь разумеется не соцарствовавший соправитель Диоклетиану Максимиан, а зять первого – Максимиан Галерий, соправитель первого на востоке Римской империи, и после – его преемник (305-311 гг.). Гонение на христиан при Диоклетиане началось в 303 г. Причиною гонения был Галерий, убедивший Диоклетиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал – христианские храмы разрушать, сжигать книги Священного Писания и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Гонения при Диоклетиане отличались, во-первых, жестокостью мучений, во-вторых, обилием числа мучеников, умерщвляемых зараз от 10 по 100 и более в один день.
122
Дорофей – препозит (чиновник); Петр и Горгоний – сановники двора. Мощи Горгония перенесены в Рим. Мигдоний носит название по месту происхождения: Мигдонский, т. е. Фригийский или Масийский (в западной и северо-западной части Малой Азии). Индис – евнух. См. о них далее в этом же житии.
123
Память святых двадцати тысяч мучеников в Никомидии и между ними мучеников Зинона, Дорофея, Гликерии, Феофила, Петра, Мардония, Мигдония, Индиса, Горгония, Евфимия и мучениц Агафии, Домны и Феофилы совершается 28 декабря.
124
Церера, или Деметра – римская и греческая богиня плодородия, земледелия и брака. Безнравственные обряды в честь этой богини особенно были распространены во Фригии, лежавшей рядом с Вифинией.
125
Т. е. епископ.
126
Мученическая кончина св. Анфима должна быть отнесена к 303 г.: в этом году Диоклетиан велел сжечь в Никомидии храм со всеми бывшими там христианами, издал указ, воспрещавший христианам собираться для богослужения, и потом другой указ, повелевавший заключать епископов, пресвитеров и диаконов в темницы и требовать от них принесения жертвы языческим богам, в случае же отказа – пытать и убивать. Византийский император Юстиниан (527-565 гг.) построил в честь священномученика Анфима великолепный храм на берегу Золотого Рога, украсив его мрамором и золотом. Император Лев Великий создал ему храм близ Ксиропирка. В X в. глава св. Анфима находилась в Никомидии, где от нее происходило много чудес и постоянно произрастали власы на ней.
127
Рим. 16:1-2. Селение Кенхреи было корабельною пристанью в Коринфе.
128
Римский император, царствовал с 283 по 284 г.
129
Римский император, второй сын Константина Великого, царствовал с 337 по 361 г.
130
Юлия Констанция, брата Константина Великого. Эти соправители назывались цезарями.
131
Аполлон – бог древних греков и римлян, почитался богом света, в особенности солнечного, также умственного просвещения, поэзии и музыки, богом-прорицателем, врачевателем болезней и хранителем всякого гражданского порядка.
132
Т. е. здесь находился так называемый оракул, место, где, по верованиям древних греков и римлян, боги шумом листьев священных деревьев, журчанием воды и т. д., предсказывали людям будущее. Предсказания эти имели характер темных изречений, а истолкователями их являлись жрецы, который ради своих выгод поддерживали в народе грубые суеверия и заблуждения.
133
Юлиан Флавий, римский император, наименованный Отступником.
134
Смерть патриарха Иосифа следует относить приблизительно к 1923 г. до Р. X. Пребывание израильтян в Египте продолжалось около 398 лет, начиная с переселения туда Иакова с его семейством.
135
Амрам происходил из колена Левия (сына патриарха Иакова) и был сыном Каафа, сына Левия (Исх. 6:20; Чис. 3:29; 26:58-59). Иохаведа – дочь Левия (Исх. 6:20; Чис. 26:59).
136
Т. е. дочь царя Египетского. Цари Египетские назывались фараонами.
137
Здесь разумеется Нил – величайшая река земного шара. Длину Нила полагают в 6000 верст; протекает он на северо-востоке Африки, начиная от Эфиопии, и впадает в Средиземное море.
138
Иосиф Флавий, еврейский историк (родился в 37 г. по Р. X.), автор «Иудейских древностей», где он передает некоторые сказания о Моисее, коих нет в священных библейских книгах.
139
Сказание об этом передает Георгий Кедрин, византийский писатель конца XI или начала XII в., автор т. н. «Исторического синопсиса», или собрания летописных сказаний от сотворения мира до 1059 г. по Р. X.
140
Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями о тайных силах природы, светилах небесных, священных письменах и т. п. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; они были большею частью вместе с тем и жрецами, и пользовались великим уважением при дворах царских и в народе. Таковы были, в особенности, волхвы египетские.
141
Иосиф Флавий в «Древностях Иудейских», кн. 2, гл. 10.
142
Мадианитяне, или мадиамитяне, были потомками Мадиама, четвертого сына Авраама от Хеттуры; это был многочисленный народ разных аравийских племен, который вел кочующий образ жизни. Мадиамская земля, где они имели главное местопребывание, представляла из себя пустынную местность при Еланитском заливе Чермного (Красного) моря, по восточной стороне его, в Аравии. Как потомок Мадиама, сына Авраама, Иофор и его семейство были чтителями истинного Бога.
143
Хорив – гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которой составляет Синай.
144
По-славянски купина – тернистая акация Аравийского полуострова, особенно обильно растущая при горах Хориве и Синае, представляющая собою небольшой кустарник с острыми колючками. Явившаяся Моисею горящая, но не сгорающая купина прообразовала собою, по учению Святой Церкви, Богоматерь-Деву, пребывшую нетленною по воплощении и рождении от Нее Сына Божия.
145
Под землею Ханаанскою в некоторых местах разумеются обширные земли, лежащие на западе Азии по восточному побережью Средиземного моря – в частности, земля по эту сторону Иордана, Финикия и земли филистимлян, причем от земли Ханаанской отличается страна Заиорданская. В новейшее время под землею Ханаанскою разумеется обыкновенно вся Обетованная земля, – все земли, занимаемые израильтянами по обе стороны Иордана. Ханаанская земля отличалась необыкновенным плодородием, обилием пастбищ, удобных для скотоводства, и в этом смысле называется в Писании землею текущею млеком и медом. Хананеи – это первоначальные жители земли Ханаанской, потомки Ханаана, сына Хамова, разделившиеся на 11 колен, из которых пять: евеи, иевусеи, аморреи, гергесеи и хеттеи жили в той стране, которую после заняли израильтяне, или в собственном смысле землю Обетованную. Евеи, многочисленное племя ханаанское, обитали в средине земли Ханаанской и частью на юге; аморреи, – наиболее сильное при Моисее племя ханаанское, – широко распространились и в самой земле Ханаанской, по эту сторону Иордана, занимали середину этой земли и гору Аморейскую и распространились далеко, и на север и на юг; хеттеи обитали в нагорных странах около амореев и были также племенем сильным и многочисленным; иевусеи во времена Моисея занимали южную часть земли Обетованной; гергесеи обитали на западе Иордана. Ферезеи были народом, принадлежавшим к древним, природным обитателям Палестины, и не происходили из ханаанского племени; жили, главным образом, в середине Палестины, или земли Ханаанской.
146
Сущий, или по-еврейски Иегова, – одно из имен Божиих, которым выражается самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия.
147
Избравши Авраама для сохранения веры на земле и заключивши завет Свой с ним, Бог повторил потом обетования Свои Исааку и Иакову. Отсюда патриархи эти часто поставляются в Священном Писании вместе, не только как родоначальники народа еврейского, но и как преемники и хранители Божественных заветов и обетований, как великие подвижники веры и благочестия, и как ходатаи и заступники пред Богом, своей верою и добродетелями приобретшие особенную благодать у Бога. Посему имена их повторяются и упоминаются в Священном Писании и при явлениях и откровениях людям Божиим, причем Бог в этом смысле называется Богом Авраама, Исаака и Иакова.
148
Проказа – это самая страшная и отвратительная, заразная болезнь; она господствует преимущественно в странах с жарким климатом, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и вообще на востоке. При развитии этой болезни кожа делается белой, потом пухнет, сохнет, покрывается струпами и язвами с отвратительным запахом, далее отпадают члены тела, и, по большей части, в конце концов пораженные этою болезнью умирают в страшных мучениях.
149
О явлении Бога Моисею и о призвании последнего см. Исх. 3; 4:1-17.
150
О казнях египетских см. Исх. 7-12.
151
Род больших бесхвостых лягушек. Сами по себе жабы безвредны и неопасны, но очень гадки и отвратительны; мириадами покрывая нередко землю Египетскую и наполняя болота, каналы Нила, поля и дворы и вползая в дома, спальни, на постели, в печи и квашни, они делались настоящею язвою для жителей.
152
Под скнипами большинство толкователей разумеет здесь комаров, которых на востоке и вообще в теплых странах, особенно близ рек, бывает бесчисленное множество, так что они нередко являются бичом страны. По другим толкованиям, это – разного рода паразиты человеческие и скотские.
153
Песьи мухи – род язвительных мух или насекомых, будто бы особенно вредных для собак. Но здесь еврейское слово, заменяющее это выражение, означает собственно смесь, множество, и потому здесь нужно разуметь множество вредных насекомых вообще.
154
Некоторые разумеют под седьмою казнью хамсин, южный палящий ветер, приносящий на Египет из пустыни целые груды песка, нередко соединяющийся с опустошительными грозами и в то же время сильным градом. Хамсин сопровождается страшными бедствиями для обитателей Египта.
155
Саранча – насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих и травоядных. Отличается своей прожорливостью и потому считается одним из самых ужаснейших бичей Божиих на Востоке. Она прилетает всегда тучами с восточным ветром, на своем пути пожирает всю растительность, и ничто не может противостоять ей, пока тот же ветер не загонит ее в море, где она и гибнет. Писание часто указывает на саранчу как на особенное орудие Божиего гнева. Гусеница – один из видов саранчи в своей личинке, до развития у нее крыльев.
156
По-еврейски – месяц авив, или нисан, соответствующий второй половине нашего марта и первой – апреля.
157
Пасха – в переводе с еврейского – значит прехождение, прохождение чего-либо, избавление, и отсюда жертва прехождения, избавления. Пасха – величайший из ветхозаветных иудейских праздников, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Ветхозаветная Пасха служила прообразом искупления рода человеческого от греха страданиями и смертью Божественного Агнца – Христа, и была великим таинством веры для евреев (Евр. 11:28).
158
Об установлении праздника Пасхи см. Исх. 12; 13:1-16.
159
Израильтяне в это время стояли станом при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном (Исх. 14:9). Ваал-Цефон – египетский город при Чермном или Красном море, по западной стороне северного края его. Пи-Гахироф – местность при конце северного (Иерополитанского) залива Чермного моря, к востоку от Ваал-Цефона, так называемая Агируд, или Агруд; ныне – крепость с источником столь горькой воды, что даже весьма неприхотливые верблюды едва могут пить ее.
160
Исх. 15:1-18. Слова всей этой благодарственной, хвалебной песни преисполнены благоговейного восторга и носят печать священного величия. Эта торжественная песнь израильтян Господу в нашей Православной Церкви занимает первое место в числе девяти священных песней, служащих основанием известных песенных канонов, ежедневно воспеваемых Церковью во славу Бога и святых Его.
161
Тимпан – один из древнейших музыкальных инструментов, который и в настоящее время в большом употреблении на всем востоке, отчасти и на западе. Это деревянный или металлический круг шириною в ладонь, обтянутый кожей, по краям которого обыкновенно навешиваются разные металлические кружки, кольца, бубны. И теперь, как в древности, инструмент этот преимущественно есть инструмент женщин, которые при пении и танцах, держа его в левой руке, потрясают им, а правой рукой ударяют в него в такт.
162
Чермное, или так называемое Красное, море представляет собою длинный узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Чермное море весьма глубоко, даже на самом незначительном расстоянии от берега.
163
Сур – пустыня между Палестиной и Египтом, между заливом Чермного моря и Средиземным морем, до юго-западной границы Палестины. Ныне так называемая пустыня Эль-Джифар.
164
Исх. 15:22-25. Мерра (в переводе значит – горечь) – место в пустыне Сур, на восточном берегу Чермного моря. Ныне полагают эту местность на пути от Аюн-Муза к Синаю в минеральном источнике Товаре, или Гаворе, где вода столь неприятна, горька и солена, что считается кочующими арабами самым дурным источником.
165
Исх. 16. Это было в пустыне Син, в Аравии, близ Синая. Манна – в переводе с еврейского значит: «Что это такое?», ибо евреи в первый раз увидев ее сходящею с неба в роде чего-то мелкого, снеговидного, с недоумением вопрошали друг друга: «Что это такое?» Под манною здесь нельзя разуметь ни одного из всех известных родом манны натуральной, выделываемой из маленьких зерен особого злачного растения. Это была особенная чудесная пища, которую Бог с неба посылал израильтянам. Вкус манны Моисей уподобляет вкусу муки, смешанной с медом или елеем; она была при этом удобна и к составлению разных снедей.
166
Исх. 17:1-7. Это было в Рефидиме, в пустыне Аравийской, при горе Хориве. После чудесного изведения воды из скалы Моисей нарек имя месту тому: Масса и Мерива (т. е. «искушение и укорение»), по причине укорения сынов Израилевых, и потому что они искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас или нет?»
167
Исх. 17:8-16. Амаликитяне – кочевой народ, живший на юге Палестины в каменистой Аравии, между Идумеей и Египтом, в пустынях Син и Фаран, на севере Синайского полуострова.
168
Гора Синай представляет собою собственно группу гор, состоящих из гранитных скал, прорезана и окружена крутыми и шероховатыми долинами; у арабов ныне называется горой Тур или Джебель-Тур-Сина; лежит почти посредине известных рукавов Чермного моря, образующих собою Синайский полуостров. Она состоит из трех горных хребтов. Собственно, гора Синай, при которой израильтяне вступили в завет с Богом и получили от Него заповеди закона, представляет самую высшую юго-восточную вершину среднего хребта, низшую же, северо-западную вершину представляет собою гора Хорив.
169
Т. е. каменные доски.
170
Иисус Навин – преемник Моисея, вождь израильский, введший евреев в землю Обетованную. Память его 1 сентября.
171
Нельзя, конечно, полагать, что израильтяне из металла думали сделать бога и ему приписать свое избавление из Египта, тогда как недавно Бог изрекал им закон Свой; нет, они хотели служить Иегове (Исх. 32:5), но, в противность ясному запрещению Божию (20:4), увлеклись примером язычников, покланявшихся божествам в чувственных образах, ближайший пример чего представляли им египтяне, почитавшие черного быка Аписа, изображавшего собою божество Озириса, и отливавшие из металла его изображение. При всем том преступление их являлось идолослужением и заслуживало строгого наказания.
172
Кивот или, с греческого, Ковчег Завета – величайшая святыня скинии, представляла собою ящик, сделанный из дерева ситтим (лучший род кедра).
173
Стамна, в переводе с греческого, – кувшин или вообще сосуд. В сей золотой стамне хранилась часть манны, которою израильтяне чудесно питались в продолжение сорокалетнего странствования своего по пустыне Аравийской.
174
Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред Ковчегом Завета на сохранение, в свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании во священство Аарона и потомков его.
175
Изображение херувимов в образе человеческом, но с крыльями, и поставление сих изображений над Ковчегом Завета выражало, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят Престолу Его и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения.
176
Праздники сии были следующие: субботы, Пасха и праздник опресноков, Пятидесятница (установлен в память Синайского законодательства и для принесения благодарения Богу за новые плоды земные), праздник труб, день очищения, праздник кущей, новомесячия – начало каждого нового месяца, освящавшееся жертвоприношениями. Кроме того, особенными празднествами для израильтян были: субботний год, или седьмой, и юбилейный, или 50-й год.
177
Чис. 3:5-13; 8:5-22; 1:5-53. Сначала Аарон и его сыновья получили особенное посвящение для священнослужения пред Богом в скинии; после к ним присоединено все колено Левиино. Священнослужение собственно принадлежало Аарону и сыновьям его и их потомству; первосвященство принадлежало старшему в роде его; прочие потомки его были священниками, а прочие из колена Левия назывались вообще левитами, которые служили при скинии, исполняя низшие обязанности: носили скинию и ее принадлежности, охраняли их, помогали священникам при богослужении, некоторые из них были певцами и музыкантами, книгочеями и судьями по гражданским делам и т. д.
178
Кадис, или Кадис-Варни – местность на границе земли Обетованной, близ горы Сеир, на юге Палестины.
179
Чис. 21:4-9. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства, чему ясно учит Слово Божие, когда говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).
180
Аварим представляет собою собственно цепь гор, идущих против Иерихона по ту сторону Иордана, в земле Моавитской. Моисей видел землю обетованную с вершины горы Нево; вершина эта носила наименование Фасги.
181
Гора Ор находилась на границе Идумеи и Палестины, близ Кадиса, к югу от Мертвого моря. – Аарон умер еще за год до кончины Моисея.
182
Галаадской страной называется страна Заиорданская – от горы Ермона до реки Арнона. Город Дан – на севере Палестины и был северным пределом земли Обетованной. Земля Неффалимова занимала самую северную часть земли Ханаанской. Колено Ефремово при разделении земли Обетованной заняло самую средину ее. Манассиино – северную ее часть рядом с Галаадом, который впоследствии был занят им же. Иудино колено заняло обширнейшую и важнейшую часть Ханаанской земли от Средиземного моря до Мертвого, и от потока Египетского до пределов Ефремовых. – Под Западным морем разумеется здесь Средиземное. – Полуденная страда, т. е. южная. Сигор – город в долине Сиддим, на юге пустыни Иудейской, по восточной стороне Мертвого моря. Таким образом Моисею была показана вся страна, которую по воле Божией должны были занять евреи.
183
Веф-Фегор – один из городов Сигона, царя Аморейского, на восточной стороне против Иерихона.
184
Под Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий. Кандавла – селение близ Никомидии. Страдания и смерть святых мучеников последовали между 305 и 311 г. по Р. X.
185
Асия – провинция Римской империи, на западе Малоазийского полуострова, с главным городом Ефесом.
186
Т. е. взял его живым на небо.
187
Траян, римский император, царствовал с 98 по 117 г.
188
Геркулес – герой древнегреческих преданий, олицетворявший собою физическую силу человека и впоследствии почитаемый древними греками как один из наиболее излюбленных богов.
189
Кончина святой мученицы последовала около 117 по Р. X. В жизнеописании мц. Миропии при императоре Декии, в половине II в., говорится, что св. Миропия имела особенное усердие к гробу св. Ермионии в Ефесе, и от мощей ее не иссякало целебное миро.
190
Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавии Августе, еще до воцарения его, в 40 г. до Р. X., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
191
Слово «Иоанн» с греч. означает «благодать Божия»; (греч. форма «Иоаннес» еврейского имени Иоханан, «Яхве милостив»).
192
Т. е. с той же несокрушимою ревностью и нравственным могуществом, с какими некогда действовал великий ревнитель по Боге пророк Илия.
193
Нав. 21:13; 1 Пар. 6:65. Хеврон был одним из древнейших городов земли Ханаанской. Он существует и доселе и имеет до десяти тысяч жителей, которые занимаются торговлею, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием. Город лежит на тысячу футов выше Иерусалима, в глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами, в богато возделанной и плодоносной местности. Все окрестности города покрыты масличными, гранатовыми, фиговыми, фисташковыми деревьями; особенно же славится Хеврон большими и превосходными виноградниками.
194
Валент – римский император с 364 по 378 г., правивший восточной половиной империи, ревностный покровитель ариан.
195
Эпарх – греческое слово, обозначающее «начальник». Так назывались правители римских областей.
196
Это было в 370 г.
197
Святой мученик Авдий пострадал в царствование персидского царя Издегерда (408-420 гг.).
198
Пострадали в начале II в., в царствование императора Траяна.
199
Глеб – младший сын святого равноапостольного князя Владимира Великого, от христианского супружества его с греческою царевною Анною. Был князем древнего Мурома, центра северной Ростово-Суздальской области (ныне довольно незначительный уездный город Владимирской губернии). Борис – родной брат святого Глеба от той же матери, князь ростовский (Ростов – ныне уездный город Ярославской губернии); братоубийственно умерщвлен подкупленными убийцами, вскоре по смерти Владимира в 1015 г., на реке Альте, где стоял станом, возвращаясь с похода на печенегов. Святополк – сын Владимира от вдовы брата его Ярополка; за свое злодеяние остался в истории с именем «Окаянного» По убиении Бориса и Глеба он был побежден Ярославом Мудрым, изгнавшим его и Киева, бежал в Польшу и впоследствии погиб «злою смертью» в пустыне между Польшей и Богемией.
200
Смядынь – маленький приток Днепра, при Смоленске.
201
Торки – один из кочевых народов азиатского происхождения; в древней удельно-вечевой Руси обитали преимущественно на юго-западе ее.
202
Кончина святого благоверного князя Глеба последовала в 1015 г. Во Святом Крещении Глеб именовался Давидом.
203
О прославлении честных мощей святого первомученика Стефана в Четиих Минеях, между прочим, повествуется: «Ночью над мощами святого являлся свет, и сильное благоухание исходило от ковчега (раки мощей), и воздухе слышалось ангельское пение». См. 2 августа.
204
Вышгород – древний и прежде значительный русский город, в 15 верстах от Киева вверх по Днепру; служил сильным укреплением для Киева с севера и был излюбленным городом великих киевских князей, особенно Владимира Великого. – В Вышгород мощи святого князя Глеба были перенесены и положены вместе с мощами святого князя Бориса в княжение в Киеве Ярослава Мудрого в 1019 г. В 102 г. в честь святых князей установлено празднество. Мощи их утрачены во время нашествия на Киев Батыя, хана монгольского, в 1240 г.
205
Юстиниан Великий – знаменитый византийский император, царствовал с 527 по 565 гг.
206
Город Афира, или Афир находился при впадении реки Афира в Мраморное море и назывался иначе Порос; он находился в 24 тысячах шагов от Константинополя.
207
Колоссы – город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10 год царствования Нерона (64 по Р. X.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии назывался Хоны. Нине это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. Одно из посланий апостола Павла написано к жителям этого города. – Церковь св. Архистратига Михаила с древних времен существовала в этом городе.
208
Иераполь (с греч. «священный город») – город в Малой Азии, во Фригии. Он стоял недалеко от городов Колоссы и Лаодикия, почти при соединении рек Меандра и Ликуса. Новейшее название города – Рамбук-Калеси («город хлопчатой бумаги»). Иераполь некогда имел епископа, присутствовавшего на Первом Никейском Соборе в 325 г. В Иераполе, между прочим, как видим из предлагаемого здесь повествования, учил и мученически скончался святой апостол Филипп.
209
Силоам – источник, или водоем Силоамский, и устроенная при нем купальня Силоамская находились на юго-восточной стороне Иерусалима при подошве гор Сиона и Мориа. Об источнике Силоамском в Священном Писании упоминается три или четыре раза, и между прочим у евангелистов Иоанна и Луки. (См. Ин. 5:5 и 9:7-11; Лк. 13:4).
210
Ехидна – ядовитая змея, величиною около 12 футов и более. Уязвление ее очень опасно и большинстве случаев оканчивается скорою и неизбежною смертью. В Священном Писании змеи вообще представляются страшными и опасными животными, с которыми человек постоянно должен жить во вражде. Они служат образом всего того, что, по природе своей, причиняет вред и погибель (Еккл. 10:11; Притч. 21:31-33; Мф. 7:10).
211
Ефес, при Эгейском море, был важным торговым городом в Малой Азии.
212
Артемида, иначе Диана – известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском; особенно чтили ее в Ефесе.
213
В этом месте пророк Исаия указывает на те великие последствия, которыми будет сопровождаться пришествие в мир Спасителя. Тогда «целыми потоками потечет (пробьется) вода в пустыне, и поэтому в земле сухой появится дебрь или долина», и тогда «безводная местность превратится в озера и на земле сухой появится источник воды: (так что) там будут веселиться птицы, там будет расти тростник и будут луга».
214
Лаодикия – главный город Фригии, на юго-западе ее, недалеко от города Колосс, при реке Ликусе. Церковь Лаодикийская была одна из семи знаменитых Малоазийских Церквей, упоминаемых в Апокалипсисе. В церковной истории Лаодикия известна по бывшему там Собору (около 365 г.), оставившему подробные правила касательно порядка богослужения, нравственного поведения клира и мирян и различных заблуждений того времени.
215
Вретище – мешок из дерюги или веретья, рубище, власяница.
216
Адамант (алмаз) – камень, имеющий такую крепость, что чертит прочие камни, сам не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям Церкви, прославившимися твердостью своей веры или характера.
217
Ликия – провинция Малой Азии. Она граничит к северу с Писидией, к востоку – с Памфилией, к югу – с Памфилийским или вообще с Средиземным морем, к западу с Карией. Из городов Ликии в Священном Писании упоминаются Патара и Миры. В Патаре ненадолго останавливался апостол Павел, возвращаясь после третьего своего путешествия в Иерусалим (Деян. 21:1). Города Патара и Миры особенно известны верующим по истории святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Патара Ликийская была его родиной, а в Мирах он был епископом.
218
«Хонас» (греч.) – отверстие, впадина, расселина.
219
Гарган – известковая гора на восточном берегу Средней Италии. Гора Гарган упоминается у древних дохристианских писателей: Страбона, Мелы, Виргилия и др.
220
Стопа – мера расстояния; по-нашему около 4 вершков. 12 000 стоп составляют около 2-х верст.
221
Т. е. жителя Неаполя. Неаполь, главный город провинции Итальянского королевства с тем же названием, расположен по северному берегу Неаполитанского залива.
222
Афонская Гора – узкий гористый полуостров, вдающийся в Архипелаг. Афонская Гора (иначе Афон) – одно из наиболее чтимых святых мест Восточного Православного мира и ежегодно посещается тысячами богомольцев. В настоящее время на Афоне расположены 20 больших монастырей, несколько скитов и множество отдельных келий.
223
Солунь (иначе Фессалоники) – столица одной из областей Македонии. В Солуни апостол Павел проповедовал Евангелие; два из его посланий написаны для жителей означенной области и города.
224
Екклесиарх (греч. «начальник храма»), обязан был наблюдать за церковным зданием и чистотой в нем, а также порядком богослужения в монастыре, по указаниям церковного устава.
225
Траян – римский император, царствовал с 98 по 117 по Р. X. Один из лучших римских императоров. Однако и он преследовал христиан и издал два закона, немало повлиявшие на начало открытых гонений на христиан: один из них запрещал всякие тайные собрания, вторым узаконялось предавать казни всех, оказавших упорное нежелание принести жертву языческим богам по причине исповедания христианской веры.
226
Иверы – нынешние грузины. Савроматы, или сарматы, жили по соседству с Иверами от Кавказа и Каспийского моря и далее на восток; арабы – на Аравийском полуострове.
227
Блаженная кончина святого мученика последовала около 107 г. или 115 г., в то время, когда император Траян находился со своими войсками на востоке.
228
В 311 г.
229
Пустыня Ермопольская находилась в Египте и получила свое наименование от древнеегипетского города Ермополя.
230
Здесь разумеется священник Захария, отец св. Иоанна Предтечи. См. Лк. 1:11-22.
231
Жил и скончался в VI в.
232
Декий – жестокий гонитель христиан; царствовал с 249 по 251 г.
233
Александрия – знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный Александром Великим в Египте около 333 г. до Р. X.
234
Святой Фабиан – папа Римский с 236 по 250 г.
235
Святой Александр – патриарх Александрийский с 212 по 250 г.
236
В некоторых древних «Месяцесловах» (императора Василия и других) вместо «Максимиан» стоит «Максим». Полагают, что это был Нумерий Максим, состоявший правителем Киликии в 304 г.
237
В «Месяцеслове» императора Василия место рождения мученика Созонта названо Ликией, в Прологе, как и в Четиих-Минеях, Ликаонией; по актам мученическим это – Киликия, где был приморский город Помпеополь, в древности Солы.
238
По греческому «Синаксарю» Никодима Святогорца, страдания и смерть св. мученика Созонта последовали в 288 г. По другим известиям, это происходило около 304 г.
239
Сей святой Игнатий Богоносец, ученик евангелиста Иоанна Богослова, с 68 г. по Р. X. был епископом Антиохийским, скончался мученическою смертью в гонение императора Траяна в 107 г. Он написал сем догматических посланий к разным христианским церквам.
240
Никифор Каллист.
241
Мартирологи, или мученические акты – это сборник древнейших известий о страданиях мучеников. Началом и первыми основаниями мученических актов являются известия о допросах, осуждении и казни мучеников языческим начальством. Со времени гонения римского императора Деция Траяна (250 г. по Р. X.) стали вести в Риме и в других местностях формальные церковные акты о судьбе мучеников, но от них до нас дошли лишь незначительные отрывки.
242
Веспасиан – римский император, царствовал с 70 по 79 год по Р. X.
243
Блаженная кончина святого Евода последовала в 66 г. по Р. X.
244
Колофон – древний город Лидии, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города.
245
Адриан – римский император, царствовал со 117 по 138 г. по Р. X. Он хотя и не воздвигал на христиан особого продолжительного гонения, однако при нем пострадало много мучеников христианских, и сам он имел склонность к суеверию и таинственным учениям языческим.
246
Есть известие, что Иоанн принимал участие в одном из соборов, где он «великие исправления показал».
247
Иначе на 345 сажени, или на % версты с небольшим.
248
7 сентября 1186 г.
249
В 1439 г., во время архиепископства Евфимия, обретены были мощи св. Иоанна. С течением времени граждане позабыли о святом архиепископе, не знали даже и гробницы его. В этом же году небольшой камень в притворе Софийского храма оторвался со своего места и упал на гробницу преподобного, так что большая каменная надгробная плита разбилась. Это показалось удивительным; потому сняли разбившуюся плиту и под нею обрели нетленные мощи сего угодника Божия; но никто не знал, как зовут сего подвижника. Тогда Иоанн сам явился во сне архиепископу Евфимию и назвал себя. С того времени и началось местное почитание святого Иоанна; общее же празднование памяти сего подвижника было установлено митрополитом Макарием в 1547 г.
250
Соломон – израильский царь, младший сын и преемник царя-псалмопевца Давида, царствовал с великою славою с 993 по 953 г. до Р. X. Он укрепил границы государства, подавил внутренние смуты, завел оживленную торговлю с соседними государствами. Век Соломона был самым блестящим для наук и искусств. Слава о его богатствах и еще более о его мудрости распространилась далеко за пределы царства израильского. Имя Соломона стало впоследствии синонимом мудреца. Боговдохновенные писания его (книга Притч, Екклесиаст, Песнь Песней) навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. – Конец жизни Соломона был омрачен его падением; но при самом закате дней своих он познал суету всего земного.
251
С именем Хирама в библейской истории известны два лица, оба имевшие ближайшее отношение к построению храма Иерусалимского: 1) тирский царь, находившийся в дружеских отношениях с Соломоном, прославивший себя замечательными постройками; он присылал Соломону кедры и кипарисы, плотников и мастеров для постройки храма, и 2) тирский зодчий, по проекту которого были сделаны сосуды для храма Соломонова. Здесь естественнее разуметь сего последнего. Он владел искусством и умением производить всякие изделия – из золота, серебра, меди и железа, и из камней и дерев, и из пряжи, и виссона, и багряницы. См. 3 Цар. 7:13-40 и 2 Пар. 2:13-14; 4:11,16.
252
Ливан – горный хребет в северных пределах Палестины на границе между Иудеею и Сирией, отделяет от последней Финикию, по всему протяжению которой он тянется; славится своими прекрасными деревьями, особенно кедровыми, кипарисовыми и дубовыми.
253
Мориа – гора подле Иерусалима. Гора эта представляет один из холмов, на которых построен Иерусалим; лежит к северо-востоку от Сиона.
254
В сем событии святые отцы Ефрем Сирин, Августин и другие видят прообразовательные по отношению ко Христу черты: Давид умертвил Голиафа камнем, брошенным из пращи – «в образе Христа; Голиаф – в образе диавола: диавол был поражен глаголом Божиим и смирением, наконец на Голгофе был сокрушен вконец».
255
Слово святого Иоанна Дамаскина на Рождество Пресвятой Богородицы.
256
Из службы на Введение Пресвятой Богородицы. Канон, ирмос 9.
257
Капернаум – город на северо-западном берегу Геннисаретского озера, или Тивериадского моря, принадлежащий к Галилее, на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым. Он лежал на мысе, недалеко от впадения Иордана в море. Во время земной жизни Спасителя Капернаум отличался цветущим благосостоянием и богатством. В войнах с римлянами Капернаум был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины.
258
Вифлеем – небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, около 2 часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию земли, – место Рождества Христова.
259
По слову Самого Спасителя, который говорил о себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51).
260
Назарет, в переводе с еврейского, может означать или «отпрыск», «отрасль», «ветвь», «кустарник», или «огражденное, сокровенное место».
261
Акафист Пресвятой Богородице, кондак 13.
262
Акафист, икос 5.
263
Из молитвы Богородице «Достойно есть».
264
Слово на Рождество Богородицы.
265
Там же.
266
Октоих, мученичен на стиховне в пяток, гл. 8.
267
Служба на Рождество Богородицы, 1 стихира на «Господи воззвах».
268
Дионисий Ареопагит – член Ареопага Афинского, обращенный к христианству апостолом Павлом (Деян. 17:34); был первым епископом Афинским и писал послания ко многим лицам и церквам. Свое служение он запечатлел мученическою кончиною около 96 г. в царствование Домициана. Память его 3 октября.
269
Литургия св. Василия Великого, из песни «О тебе радуется».
270
Еще патриархам израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; поэтому израильтяне на многочисленное потомство смотрели как на высшее счастье и благословение Божие. С другой стороны, по древнему обетованию Божию, израильтяне надеялись в своем потомстве обрести обетованное Богом «Семя жены» – Мессию. Вот почему бесчадие считалось у евреев тяжким несчастьем и наказанием Божиим за грехи, и на людей, не имеющих детей, евреи смотрели как на великих грешников.
271
Память преставления праведной Анны церковь совершает 25 июля.
272
Церковь ежедневно по окончании божественных служб, на отпусте, испрашивает исходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и ежегодно совершает память их на другой день Рождества Богородицы, ибо после праздника Рождеству Богоматери прилично славить и святых Ее родителей.
273
Севастия – город в Армении.
274
Мученики Севастийские пострадали в 320 г. Память их 9 марта. В житии их повествуется, что они за непреклонное исповедание веры были мучимы, затем осуждены были пробить ночь в озере, покрывшемся льдом, при северном пронзительном ветре, и на другой день после новых тяжких мучений сожжены.
275
Пророческое слово разумеет здесь бичи и язвы, какие злочестивими мучителями наложены на победоносных мучеников.