Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том III. Март
1
Римский император Траян царствовал с 98 по 117 г. по Р. X.
2
Илиополь – «Илиополис», город солнца.
3
Келесирия – «углубленная Сирия», низменная полоса земли в Ливанских горах на севере Палестины.
4
Финикия Ливанская – восточная часть Финикии, примыкающая к Ливанским горам, а сама Финикия занимает северо-западную часть Палестины, примыкающую к Средиземному морю. Главные ее города – Тир, Сидон, Сарепта – упоминаются в Евангелии.
5
Самария – средняя часть Палестины, граничащая на севере с Галилеей и Финикией, на юге с Иудеей и примыкающая к Средиземному морю. Население ее составляли десять колен Израилевых, кроме колен Иудина и Вениаминова. Вера самарянская – самарянский раскол. Первоначально обитатели Самарии ничем не отличались от иудеев, следуя тому же Моисееву закону. Потом, вследствие сношений с язычниками-инородцами, они утратили чистоту иудейской религии и мало-помалу разошлись с иудеями, так что около 335 г. до Р. X. построили даже особый от иудеев храм на горе Гаризим и учредили в нем особое богослужение, имевшее нечто общее с богослужением Иерусалимского храма. С этого времени главным пунктом вероучения, разделявшим иудеев и самарян, было учение о месте истинного богослужения (Ин. 4:19-20). Кроме того, из всех книг Ветхого Завета они признавали священным только одно Пятикнижие Моисеево, которое притом было по местам изменено против подлинника. Все остальные книги Ветхого Завета они отвергали, хотя и имели какую-то свою летопись, под названием «книга Иисуса» – переделка книги Иисуса Навина.
6
Литра – мера веса, равная 72 золотникам. В серебре стоила до 42 рублей, в золоте – до 506 рублей.
7
Пусть читающему и слушающему, – говорится в Минеях Четиих, – не представляется удивительным и невероятным то, что жена-грешница посредством любодеяния приобрела столь большое богатство, как рассказано, потому что у греков, еще не познавших истинного Бога и кланявшихся идолам, блудниц не только не презирали, но даже очень почитали, как например, Афродиту, которую они причисляли даже к своим суетным богам. О богатствах же эллинских блудниц у древних историков мы находим следующее. Фрина, афинская блудница, по разорении Александром Великим каменных стен знаменитого эллинского города Фебы, или Фив, предлагала за свой счет возобновить эти стены и устроить город лучше прежнего, только чтобы на стенах этих было написано: «Александр разрушил, а Фрина блудница выстроила». Лаиса, блудница коринфская, была столь богата и знаменита, что, по уверению некоторых, одно время вся земля греческая лежала при ее дверях. Тайс, другая афинская блудница, была так красива, знаменита и богата, что Птолемей, первый после Александра Великого царь египетский, не постыдился сделать ее своей законной женой. Родоне из Фракии, египетская блудница, имела такое богатство, что, подражая славе царей египетских, сама для своего прославления воздвигла пирамиду, нисколько не худшую пирамид царских. И Евдокия была подобна им по жизни и по богатству, но когда она оставила это, обнищала духом и телом и угодила Богу покаянием, то стала подобна девам святым, вступила в общение с ангелами и сделалась наследницей богатств вечных, которых и око не видело.
8
Киновия – монастырь с общежительным уставом, где все живут вместе, имея общее содержание от обители.
9
Язычники наделяли своих богов и богинь всеми человеческими качествами и даже недостатками, только в превосходной степени. Поэтому и в дар им они приносили то, что считалось самым ценным и лучшим в человеческой жизни: изысканные яства, дорогие напитки, благовонные вещества и пр. Отсюда Евдокия, утопавшая в роскоши, красивая, всегда богато одетая и благоухающая, действительно могла казаться современникам чем-то вроде богини.
10
Комитом назывался особый чиновник, заведующий сбором царских даней. Этим же именем назывались вообще градоначальники.
11
Трибун – представитель военной власти, командир небольшого отряда, вроде современного полковника.
12
Римский император Декий царствовал с 249 по 251 г. и был жестоким гонителем христиан.
13
Город Пергия находился в малоазийской области Памфилии, расположенной в южной части Малой Азии, на берегу Средиземного моря.
14
Город Никея находился в малоазийской области Вифинии, лежавшей в северной части Малой Азии, по берегам Мраморного и Черного морей. Известен в истории тем, что в нем происходили I и VII Вселенские Соборы.
15
В 284 г. Римская империя разделилась на Восточную, которою правил Диоклетиан, и Западную, с 285 г. находившуюся под властью августа Максимиана Геркула. Но здесь надо разуметь не Максимиана Геркула, а Максимиана Галерия, бывшего соправителем Диоклетиана на востоке, зятя и впоследствии преемника его (306-311 гг.). Хотя открытое гонение на христиан началось с 303 г., но еще за несколько лет до этого Галерий преследовал христиан частным образом.
16
Галатия, иначе Галлогреция – малоазийская область, получившая свое название от галлов, обитателей нынешней Франции, переселенных в Азию в III веке до Р. X. Христианство насаждено в Галатии апостолом Павлом во время первого и второго его путешествий.
17
Остров Кипр лежит в северо-восточной части Средиземного моря, в углу между берегами Киликии и Сирии. Здесь проповедовал евангелие святой апостол Павел.
18
Ликиний царствовал с 311 по 324 г.
19
Блаженный Феодорит объясняет: «Пророческое слово разумеет бичи и язвы, какие злочестивыми наложены на победоносных мучеников».
20
Древнее житие святого Арсения написано в конце XV в. иноком Феодосием. Чудеса святителя описаны во второй половине XVI и в XVII вв.
21
Св. Киприан поставлен митрополитом Киевским и всея Руси 2 декабря 1375 г. В Киев он приехал в 1376 г. и проживал здесь до утверждения на Московской кафедре в мае 1381 г.
22
Другими словами, митрополит Киприан сделал святого Арсения своим секретарем.
23
Евфимий (по прозванию Вислень) поставлен епископом Тверским 9 марта 1374 г.
24
Михаил Александрович был великим князем Тверским с 1368 по 1399 г. Пред смертью он принял иночество с именем Матфея.
25
Слово «Патерик» значит «Отечник», т. е. «книга об отцах». Книга «Патерик» представляет собрание кратких рассказов о подвижниках или их изречений. В состав «Печерского Патерика», списанного по повелению святого Арсения, входят: «Житие прп. Феодосия Печерского», написанное прп. Нестором, «Сказание летописи об основании Печерского монастыря»; собрание сказаний Симона, епископа Владимирского, и Поликарпа, инока печерского, о печерских подвижниках.
26
«Сборным воскресеньем» (или короче – «сбор», «честной сбор») в древности называлось воскресенье после первой седмицы Великого поста – Недели Православия, – и это потому, что в этот день ежегодно съезжались к епископу священники и составляли епархиальный Собор.
27
Иоанн Михайлович был великим князем Тверским с 1399 по 1425 г. Пред кончиной принял иноческое пострижение с именем Иова.
28
Епископ Вассиан (в мире князь Стригин-Оболенский) управлял Тверской епархией с 1477 по 1508 г.
29
Епископ Акакий управлял Тверской епархией с 1522 по 1567 г.
30
Архимандритов с именем Савватия известно два: первый поступил в 1566 г., второй упоминается в 1650 г. Здесь разумеется второй.
31
Архиепископ Иоасаф управлял Тверской епархией с 1657 по 1676 г.
32
После обретения мощи святого Арсения лежали в белокаменной гробнице, вытесанной его руками; потом, при патриархе Никоне, в 1655 г., они были переложены в раку святого Филиппа, и на этот праздник составлена была служба. В 1734 г. тверские граждане Иван и Максим Янковские и Василий Волчанинов устроили для мощей чудотворца серебряную раку, в которой они почивают и доныне.
33
Память его празднуется 17 февраля.
34
Город этот находится в Малой Азии, на берегу Черного моря.
35
Римский император в 285-310 гг., соправитель императора Диоклетиана.
36
Литра (греч. litra, лат. libra) равняется 2/3 русского фунта. Следовательно, 150 литр серебра составляют 100 фунтов серебра или при теперешней цене на серебро около 2200 рублей.
37
Стадия (stadion), греческая мера длины, равна приблизительно 74 саженям. Следовательно, 18 стадий – несколько более 2,5 верст.
38
Ликия – область, находившаяся в южной части Малой Азии.
39
Феодосий II, в житии названный «Младшим», был внуком Феодосия Великого. Родился в 400 г., в 408 г. наследовал после отца своего Аркадия Восточную Римскую империю. Воспитанный в строгой набожности, Феодосий старался искоренить последние следы язычества в империи. Скончался в 450 г.
40
Император Восточной Римской империи в 450-457 гг. Женат был на сестре своего предшественника Феодосия II, Пульхерии, которая принимала близкое участие в религиозных спорах своего времени. IV Вселенский Собор был созван в 451 г.
41
Несторий, епископ Константинопольский, учил, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а только простой человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией. По учению Нестория, Иисус Христос спасает нас не Своими искупительными заслугами, а примером доброй жизни. Учение Нестория было осуждено на III Вселенском Соборе, бывшем в 431 г.
42
Память его – 20 января.
43
Епископ Иерусалимский с 315 по 386 г., т. е. раньше деятельности преподобного Герасима. В житии, по-видимому, автор указан неправильно; может быть, надо читать «Кирилл Александрийский» (архиепископ в 412-444 гг.), много писавший против еретиков.
44
«Лимонарь» («Луг Духовный») – сочинение греческого инока Иоанна Мосха; написано в начале VII в. и содержит в себе краткие сказания о жизни и подвигах святых.
45
Мех – кожаный мешок, служивший мерою жидкостей.
46
В 475 г.
47
Царствовал с 270 по 275 г.
48
Птолемаида – город в Финикии, к югу от Тира, на север от горы Кармила. Здесь апостол Павел останавливался во время своего последнего путешествия в Иерусалим и целый день провел среди христиан (Деян. 21:7).
49
Священное Писание различает в ангелах различные чины, или степени, которых указывает девять (Быт. 3:24; Ис. 6:2; Кол. 1:16; Еф. 1:20-21; Рим. 8:38; 1 Фес. 4:16; Иуд. 1:14). В «Небесной иерархии» св. Дионисия Ареопагита первое место среди чинов ангельских занимают серафимы.
50
Зевс, или Юпитер – греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей. По сказаниям языческих писателей, Зевс для обольщения какой-либо женщины прибегал к подобным превращениям: так, к Данае он сошел в виде золотого дождя; Леду прельстил, приняв вид лебедя; Европу похитил, обернувшись белым быком. Аполлон – бог древних греков и римлян, почитался богом света, в особенности солнечного, также умственного просвещения, поэзии и музыки, богом-прорицателем, врачевателем болезней и хранителем всякого гражданского порядка. Латона – по сказанию мифологии, до Геры – жена Зевса, с которым она прижила Аполлона и Артемиду (или, у римлян, Диану) – богиню родов, охоты и луны); она является любимою Зевсом и в то время, когда он был женат на Гере, и преследуется ревнивой Герой по всей земле, пока не рождает на Делосе у горы Кинфа Аполлона. Дионис, или Вакх – бог винограда и виноделия. Мать его – Семела, дочь Кадма, отец – Зевс; рождение Диониса святой называет прелюбодеянием, так как, по сказанию мифологии, Зевс прижил его от Семелы, когда имел жену – Геру. Юнона – римское название греческой Геры, жены Зевса. Этого рода сказания язычников о Зевсе показывают, насколько языческая религиозная мысль уклонилась с истинного пути богопознания, дойдя до обоготворения в лице своих богов поступков, которые осуждает здоровое, естественное нравственное чувство даже в человеке.
51
Финикия – страна, лежавшая на побережье Средиземного моря. Главными городами ее были Тир и Сидон.
52
Порфирион – город в Финикии около Кармила. Собственно, это был посад, или большое село.
53
Пещера эта находилась в Палестине, близ горы Кармильской.
54
Святому апостолу Павлу усвоено название «апостола языков» за его великие проповеднические труды, во время которых он пронес Евангелие от глубины Азии до Рима и даже, по преданию, до Испании и Британии.
55
После своего обращения из гонителя христиан в самоотверженного последователя Христова святой апостол Павел всю жизнь свою провел в миссионерских трудах. Свое первое путешествие с проповедью Евангелия апостол начал из Антиохии, где он вместе с Варнавою был вызван на великое дело благовестил Святым Духом (Деян. 13:1-3): взяв с собою Иоанна Марка, апостолы, посетив Кипр, пришли в Малую Азию, и здесь, в Антиохии Писидийской, в Иконии и ликаонских городах Листре и Дервии многих просветили учением Христовым, подвергаясь непрестанным гонениям со стороны иудеев (Деян. 13:4-52; гл. 14). Второе путешествие святой апостол Павел предпринял вместе с Силою после апостольского Собора (51 г.) в Иерусалиме (Деян., гл. 15): посетив основанные ранее церкви, апостол Павел с успехом проповедовал в Македонии и Греции, основав знаменитые церкви в Филиппах, Солуни, Берии, Афинах и Коринфе; в последнем он пробыл полтора года. (Деян. 15:36-41; гл. 16-18). Третье путешествие апостол опять начал из Антиохии: снова посетив устроенные им церкви, апостол прибыл в Ефес, где проповедовал более двух лет; затем он опять прошел Македонию и Грецию и возвратился в Иерусалим, здесь был схвачен и после двухлетнего томления под стражей в Кесарии отправлен был в Рим, где жил два года, невозбранно проповедуя Царствие Божие (Деян., гл. 18-22). Предание говорит, что апостол, оправдавшись пред судом Кесаря, снова отправился в четвертое путешествие с проповедью Евангелия, дойдя до границ Запада (Евсевий и Климент Римский) и, по вторичных узах в Риме, мученически скончался в царствование Нерона.
56
Исаврия – небольшая скрытая в горах местность древней Малой Азии, граничившая на востоке с Ликаонией, на севере с частью Фригии, на западе с Писидией и на юге с гористой Киликией.
57
Стадия – древняя мера расстояния, около 80 сажен или немногим более.
58
Аполлон – бог древних греков и римлян, почитался богом света, в особенности солнечного, также умственного просвещения, поэзии, музыки, богом-прорицателем, врачевателем болезней и хранителем гражданского порядка.
59
Геенна – греческое воспроизведение еврейского слова, означающего: долина «Бинома» или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар. 24:10; Иер. 7:11). В позднейшие времена она служила местом свалки для всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь, поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле «ада», и употребляется слово «геенна» в Новом Завете (Мф. 5:24-40; 10:28; 18:9; 23:15; Лк. 9:43, 45; Лк. 12:5; Иак. 3:6).
60
Адрапа (или Антрапа) – город в одинаковом расстоянии от Анкиры Галатийской и Амасии, иначе Клавдиополь. Адрания – приморский город (по-турецки «Едренос») в Вифинии.
61
Кончина святого последовала ок. 790 г.
62
Амасия находится в северной части Малой Азии, на берегу Черного моря.
63
Константин VI, император византийский, царствовал с 780 по 797 г., а Ирина – с 797 по 803 г.
64
Преподобный Марк изучил слово Божие так совершенно, что знал все Священное Писание наизусть, был слушателем святого Иоанна Златоустого и написал много поучительных слов. Слова эти изданы в русском переводе в 1868 г.
65
Полагают, что прп. Марк принял иночество, будучи 40 лет от роду, и 60 лет подвизался в иноческой жизни. Местом подвигов его была Нитрийская гора, расположенная в Нижнем Египте, в 70 верстах к югу от Александрии и на запад от реки Нила, близ Ливийской пустыни.
66
Преподобный скончался около половины V в.
67
Аврелиан – римский император, царствовал с 270 по 275 г.
68
Икония – город в Малой Азии, ныне Кония.
69
Феофил, император византийский, царствовал с 829 по 842 г.
70
Амморея – город во Фригии, в Малой Азии.
71
Таре – главный город Киликии, области в Малой Азии.
72
Друнгариями, собственно, назывались начальники военных кораблей.
73
Т. е. сенатора.
74
Кратир (Кратис) – могущественный, сильный.
75
Протоспафарий – первый из меченосцев, почетное звание при дворе византийских императоров.
76
Турмархи – то же, что и друнгарии.
77
Кентенарий – род золотой монеты большой ценности.
78
Протосимвол – первый советник.
79
Гимнософисты – философы, отказывавшиеся от пользования всеми жизненными благами и ходившие нагими.
80
Т. е. секретарем.
81
Т. е. бога – виновника как добра, так и зла.
82
Константин Великий царствовал с 306 по 337 г., Юлиан Отступник – с 361 по 363 г.
83
Свв. Иулиан и Еввул пострадали около 361 г.; память их – вместе с прп. Аркадием.
84
Римский император Диоклетиан царствовал с 285 по 305 г. В течение 18 лет своего царствования он дозволял христианам открытое исповедание веры, а с 303 г. стал преследовать их, и притом с особой жестокостью.
85
Стадия – греческая мера расстояния, в разное время имевшая разное значение. В III в. по Р. X. мера стадии была 184, 97 метра, или 87 сажен.
86
Константин Великий царствовал с 306 по 337 г.
87
Омофор – удлиненный плат с изображением четырех крестов, возлагаемый на плечи и спускаемый спереди и сзади; без омофора епископ не может совершать священных действий. В символическом значении – заблудшая овца (человечество), спасенная от гибели Господином овец (Господом) (Лк. 16:6).
88
О чудесном спасении Анании, Азарии и Мисаила из огня – Дан., гл. 3.
89
Фелонь – одеяние епископа и священника, круглое, без рукавов.
90
Первый Вселенский Собор был в 325 г. и состоял из 318 епископов. Он осудил ересь Ария, учившего, что Сын Божий не равен Богу Отцу; на этом же соборе было точно определено время празднования Святой Пасхи.
91
Имена их – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Иеремиил.
92
Город Плусиада, до VII в. Прусиас, основанный Аннибалом, находился в Вифинии, римской провинции, расположенной в северо-западной части Малой Азии.
93
Преподобный Павел скончался около 860 г.
94
Сребреник – серебряная монета, имевшая в разное время различную ценность. Сребреник времен Спасителя равнялся приблизительно 80 коп.
95
Златница – вообще золотая монета неопределенной ценности.
96
Постелью древних пустынников и подвижников обыкновенно служила рогожа, делавшаяся чаще всего из тростника.
97
Лк. 11:41; Тов. 12:9; Сир. 3:30.
98
Деян. 8:2. Слова апостола Петра к Симону волхву, желавшему приобрести за деньги дар Духа Святого.
99
Юлиан был поражен стрелою, пущенною одним персом. Чувствуя приближение смерти, он приложил руку к ране, взял несколько крови, бросил ее в воздух и сказал, как бы видя пред собою Христа, Которого преследовал: «Ты победил, Галилеянин!» (363 г.).
100
Иконоборство в греческой империи началось при Льве III Исавре (717-741 гг.) и окончилось при императрице Феодоре (842). За это время царствовали: Константину (по 775) Лев IV (по 780), Константин VI и Ирина (по 802) Никифор I (по 811), Ставрикий и Михаил I (по 813), Лев V Армянин (по 820), Михаил II (по 821), Феофил (по 840), Феодора и Михаил III (по 867). Патриарший Константинопольский престол при этих императорах занимали: Анастасий иконоборец (753 г.), Константин II иконоборец (766), Никита иконоборец (780), святой Павел, память его 1 августа (784), св. Тарасий, память его 25 февраля, при нем VII Вселенский Собор 787 г. (806), св. Никифор (815), Феодор иконоборец (821), Антоний иконоборец (832), Иоанн VII иконоборец (842) и св. Мефодий (846).
101
Прозвание Копроним производят от греческого «копрос» – навоз.
102
Царствовал с 775 по 780 г. Лев IV Хазар, хотя и был приверженцем иконоборства, но относился уступчивее к его противникам: он разрешил возвратиться бежавшим при его отце монахам – заступникам иконопочитания – и даже допускал их до занятия епископских кафедр; так, на патриарший престол был возведен тайный приверженец иконопочитания Павел Кипрский. Иконы оказались даже во дворце в комнатах императрицы Ирины, тайно от мужа поддерживавшей иконопочитателей. Когда это открылось, Лев удалил Ирину из дворца, но вскоре умер.
103
Этот собор происходил в 787 г. Подвергнув анафеме иконоборцев, собор установил иконопочитание в том смысле, что не должно оказывать иконам поклонения, приличествующего только Богу, но их должно чтить так же, как и Святой Животворящий Крест, почитания которого не отвергали иконоборцы.
104
Проконнис – остров в Проконниде (ныне Мраморное море) к северо-западу от Кизика; был известен своими мраморными ломками.
105
Киверреоты, или Кария, – юго-западная область Малой Азии.
106
Ликиний, зять Константина Великого, императора западной половины Римской империи, был императором восточной половины – с 307 по 323 г. В 313 г. обоими императорами был издан указ, коим христианская религия была объявлена государственною, – уравнена с древней языческою. Но Ликиний-язычник, враждуя против Константина, ставшего решительно покровителем христианства, и приготовляясь к войне с ним, по обольщению оракула, обещавшего ему победу, решился уничтожить христианство в пределах своей империи, особенно же, по опасению измены, в среде своих войск.
107
Армения с городом Севастией – северо-восточная часть Малой Азии; входила в состав Восточной Римской империи.
108
Каппадокийская область – восточная часть Малой Азии; ее главный город, Кесария, славился образованием.