Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том III. Март - стр. 106
– Я знаю, что, оскорбляя Божие долготерпение и пренебрегая своим спасением, ты противишься древнему преданию святых отцов и смущаешь Церковь; но, подобно буре, настигнут тебя внезапно лютая пагуба и нежданная беда, и не найдешь ты избавителя себе.
Слыша это, царь еще более исполнился ярости и удалил епископов от себя с бесчестием, осудив их на заточение в различные места: святейшего патриарха Никифора – на остров Проконнис[104]; святого Михаила, епископа Синадского – в Евдокиаду, других в иные места, а святого Феофилакта Никомидийского – в приморский город Стровул, что в Киверреотах[105]. Там Христов исповедник и великий поборник благочестия в утеснении и скорбях многих провел остальное время жизни своей, около тридцати лет, и преставился ко Господу.
Царь Лев Армянин погиб, как и было предсказано святым, злою и нечаянною смертью: он был усечен мечами воинов своих в день Рождества Христова, в церкви во время утрени (820) После него жили и скончались Михаил, названный «Косноязычным» (829), и сын Михаилов Феофил (842), цари-иконоборцы. Когда же царица Феодора (842-855) с сыном своим Михаилом (855-867) – это был третий царь с именем Михаила – приняла скипетр царства, святой Мефодий был возведен на патриаршество (842), и беззаконная ересь уничтожилась, а православие воссияло, – тогда честное тело преподобного отца нашего Феофилакта из изгнания было перенесено в Никомидию и положено в созданной им церкви на защищение городу Никомидии, в честь же и силу Христу, Богу нашему.
Кондак, глас 2:
Светильник светел показался еси в концех святителю Феофилакте, единосущна Отцу и Духу слова ты проповедав, божественных отец собор уяснил еси, Троице угодник явился еси: Ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас.
Память святого апостола Ерма, в I веке мученически скончавшегося.
Память 9 марта
Страдание святых сорока мучеников в Армянской Севастии
В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан[106], и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии[107] воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностный поборник идолослужения. А так как в это время и в рядах императорских полков уже было немало христиан, то издано было повеление, чтобы и они приносили жертвы бесам. В полку воеводы Агриколая находились воины, числом сорок, из Каппадокийской области[108], которые составляли особенно почетную дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся непоколебимым мужеством, всегда непобедимую в делах ратных: были между ними Кирион, Фандид и Домн, сведущие и в Божественном Писании.