Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том II. Февраль - стр. 43

, небольшой скит для тех из братии, которые искали полного уединения и суровых аскетических подвигов.

Хотя вслед за тем, по слову Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), святой Феодосий, сей верный делатель вертограда Христова, из-за клеветы и зависти человеческой претерпел много несправедливых огорчений и скорбей[144], – но его подвижническая жизнь и мудрое руководительство иноками заслужили ему всеобщее уважение киевлян. В особенности же отличал святого Феодосия своим благорасположением и вниманием тогдашний местоблюститель Киевской митрополии, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович[145], бывший ранее его учителем и ректором по Киево-Богоявленской братской школе. В одном из писем, относящихся к этому времени, преосвященный Лазарь пророчески высказывает свое желание, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Как местоблюститель Киевской митрополии, святитель Лазарь назначил Феодосия, бывшего тогда еще Выдубицким архимандритом, своим наместником по митрополии[146]. Потом, когда Малороссией) был избран Киевским митрополитом епископ Луцкий Гедеон[147], то Лазарем Барановичем с просьбою об утверждении выбора вместе еще с одним почтенным игуменом, был послан Феодосий как человек, много послуживший Малороссийской Церкви[148]. Этим святитель Лазарь и другие духовные и светские чины Малороссии хотели явным образом выставить Феодосия, как человека особенно достойного и способного к высшей должности. Тогда же, в Москве, святой Феодосий исходатайствовал царскую грамоту о дозволении Выдубицкому монастырю присылать в Москву для сбора подаяний. С этого времени при всяком представляющемся случае обращались к Феодосию Углицкому как достойному занять высшее место. Так, по смерти митрополита Киевского Гедеона Феодосий был одним из кандидатов на кафедру Киевской митрополии. Еще ранее, по воле и желанию преосвященного Лазаря Барановича, возвратившегося из Киева в Чернигов к делам своей епархии, он был вызван в Чернигов и определен архимандритом черниговского Елецкого монастыря[149] на место скончавшегося настоятеля этой обители, знаменитого Иоанникия Голятовского[150].

Елецкий монастырь в то время был весьма беден и скуден. Имений и духовных хозяйственных статей было мало, и вообще иноки терпели большую нужду в содержании. Новый настоятель деятельно принялся за устроение вверенной ему обители. Сразу же по вступлении в свои обязанности он пошел к гетману Малороссии Мазепе[151] с представлением, что «Елецкая обитель скудна запасами хлебными и особенно дровами, так что жить с братиею трудно, а помочь нечем, так как во владении архимандрии мало подданных», – и Мазепа, вообще не отличавшийся щедростью по отношению к духовным лицам и обителям, исполнил просьбу святого Феодосия из особенного уважения к нему и отдал во владение монастырю село Мощенку. Также и других, обладавших достатками, уважение к Феодосию побуждало благотворить Елецкому монастырю. Таким образом, при святом Феодосии, в продолжение двух-трех лет, Елецкая обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Заботясь о внешнем благоустроєний обители, святой Феодосий не менее того заботился о ее внутреннем благосостоянии, об утверждении и поддержании в ней истинно монашеской жизни. В этом отношении уже самые личные его подвиги служили высоко поучительным примером для елецкой братии в прохождении иноческой жизни.

Страница 43