Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том II. Февраль

1

Фригия – одна из больших областей Малой Азии. Апамея – самый значительный город Фригии, с оживленною торговлей.

2

По греческим евхологиям, однажды молитвою святого Трифона спасены были от голода жители Кампсады, где появившиеся вредные гады и насекомые поедали хлебные злаки, древесные листья и всякую зелень. Святой Трифон, сожалея о бедствии, простер руки свои ко Господу с молитвою, прося Его послать Ангела Своего для поражения вредных насекомых; при это святой мученик и сам связал их клятвою, чтобы они удалились в места недоступные, назначенные к их обитанию.

3

«Великие Четии Минеи» составлены московским митрополитом Макарием в XVI столетии. Кроме житий святых, здесь помещены все книги Священного Писания, множество поучений и разных статей духовного содержания. На основании макарьевских «Миней» составлены «Четии Минеи» святого Димитрия Ростовского.

4

Гордиан царствовал с 238 по 244 г.

5

Филипп (Аравитянин) царствовал с 244 по 249 г.

6

Декий царствовал с 249 по 251 г.

7

Никея – в древности богатый и цветущий город в Вифинии (в Малой Азии), ныне весьма бедный и малонаселенный. В сем городе происходили I и VII Вселенские Соборы.

8

Скриниарий – придворный казнохранитель, имевший большую силу при эпархе (правителе области), посему ему оказывалось особенное царское доверие и поручались разные ответственные должности.

9

Фортуна – богиня судьбы и счастия у римлян.

10

Зевс (Юпитер) – греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.

11

Вообще, боги греков и римлян, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, что и люди.

12

Память святого первомученика архидиакона Стефана, побитого камнями от евреев, празднуется Церковью 27 декабря.

13

Гера (Юнона) почиталась древними греками и римлянами сестрой и женой Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли, покровительницей брака и родов. Церера (Деметра) – римская и греческая богиня земли и плодородия. Посейдон (Нептун) почитался братом Зевса и полновластным повелителем морей, рек и всех источников и водовместилищ. Аполлон (Феб) – один из наиболее почитаемых древними греками и римлянами языческих богов, считавшийся богом солнца и умственного просвещения, а также охранителем закона. Диана (Артемида) – известная языческая богиня у греков и римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них. Диана считалась богиней луны и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей.

14

Марс (Арей) – греко-римский бог войны. Венера (Афродита) – греко-римская богиня красоты и любви. Празднества в честь ее сопровождались проявлениями крайней разнузданности и разврата.

15

Часть мощей святого Трифона хранится в Москве, в церкви его имени, что в Напрудной. Существует предание, имеющее тесную связь с историей этого храма. Однажды на охоте у царя Иоанна Васильевича Грозного по какой-то оплошности сокольника, боярина Трифона Патрикеева, улетел любимый кречет; царь приказал этому сокольнику во что бы то ни стало разыскать кречета в три дня, в противном случае угрожая смертною казнью. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и от сильного изнеможения заснул крепким сном под деревом. Перед этим Патрикеев усердно молился о помощи святому мученику Трифону, которого, по самому имени своему, считал покровителем и надежнейшим руководителем. И видит сокольничий дивный сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и держит на руке царского кречета. «Возьми, – говорит, – пропавшую твою птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься». Проснулся сокольник и видит – на руке у него действительно сидит царский кречет, которого он и отвез к Грозному, причем рассказал ему и свое видение. Прежний гнев государя и угрожавшее сокольничему страшное бедствие заменились милостями царскими, и благочестивый боярин Трифон Патрикеев, в благодарность пред Богом и пред угодником Божиим святым мучеником Трифоном за спасение своей жизни, немедленно построил сперва часовню на том месте, где нашел своего сокола, а потом, как говорят, при содействии даже самого государя соорудил близ этой часовни и каменную церковь во имя святого мученика Трифона, на том самом месте, где совершилось вышеописанное явление ему сего святого мученика.

16

В «Большом Требнике» (гл. 60) помещен «Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, если случится повредиться от гадов или иных видов». Этот «Чин» совершается в том случае, если появятся «вред и тщету нивам, виноградам, садам же и вертоградам наносящие… многовидные звери, черви, гусеницы, хрущи и саранча, мыши, щуры и критицы, и различные роды мух и мушиц, и прочее». В указанном «Чине» говорится: «…подобает быть литургии и вжигати кандило святого Трифона, или святого Евстафия, или святого Иулиана Ливийского, или их обоих», и после литургии «взять елей от кандил и воду Святого Богоявления и кропить крестообразно на ниву, или виноград, или вертоград, глаголя молитвы». В том же «Чине» находится «заклинание святого мученика Трифона», составленное от лица этого святого угодника. Веруя, что святой Трифон, при жизни отгонявший «единым только пришествием своим духов лукавствия» и своими молитвами отвращавший общественные бедствия, и по блаженном успении своем не оставляет помощью тех, которые прибегают к нему, упомянутое «заклинание» вредных для растительного царства насекомых и гадов и произносится от лица святого Трифона, как такого угодника Божия, который имеет великую славу у Бога и может с большим дерзновением повелеть им именем Господа «отойти от места и окрест пределов рабов Божиих».

17

Мизия – северо-западная область Малой Азии.

18

Память его 14 февраля.

19

Халкидон – город в Малой Азии, на берегу Константинопольского пролива (на другой стороне против него – Константинополь). Халкидон известен в истории Церкви тем, что в нем происходил IV Вселенский Собор.

20

Карфаген – древнейшая знаменитая колония финикиян на севере Африки, достигшая в древности высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. до Р. X.; на развалинах древнего Карфагена, при первых римских императорах возник Новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. В Карфагене весьма сильно был развит языческий греко-римский культ со всеми его суевериями.

21

Записи о страданиях ведены в темнице самими святыми мучениками Перпетуею и Сатиром. Остальное дополнено очевидцем и для очевидцев; ибо говорится: «и мы, что слышали и осязательно очами видели, возвещаем вам, братия и сестры, дабы и вы, которые при сем присутствовали, снова вспомнили для славы Божией».

22

Один из мучеников, Секунд, умер еще в темнице.

23

Все сии мученики скончались ок. 203 г.

24

По силе этого закона в память того, что в ночь пред исходом евреев из Египта Ангел-погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т. е. отданы для служения при святилище. Когда же впоследствии для сего избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра.

25

Священный сикль составляет на наши деньги около 5 коп.

26

По сказанию святого Димитрия Ростовского, святые отцы добавляют, что святой пророк Захария, родитель Предтечи, пришедшую во храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи при виде сего начали выражать негодование, Захария, став пред ними, возвестил, что сия Матерь и по рождестве есть Дева чистая. Когда же они не поверили сему, Захария сказал, что человеческое естество, как и всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках находится устроение Своей твари, как угодно Его изволению, а равно – и устроение того, чтобы Дева родила и по рождестве пребыла Девою. «Посему и я сию Матерь не устранил – сказал он, – с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».

27

Пророчество о 70-ти седминах находится у Даниила, 9 глава.

28

Под образом «Ветхого денми», т. е. глубокого старца, видел Бога пророк Даниил (Дан. 7:9-13). В Священном Писании старость иногда служит символом вечности Божией.

29

В предмет пререкания, в спорное знамя, – образ взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь стал знаменем пререкания в том же смысле, что одни – неверующие – силились уничтожить Его, чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия, другие же – верующие – стояли и стоят под этим знаменем и за него ратуют.

30

Из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждою на скорое явление Обетованного Мессии, истинных израильтян, которые, без сомнения, возрадовались радостию великою, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.

31

Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавии Августе, в 40 г. до Р. X., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.

32

Лк. 2:39. Вифлеем – маленький город недалеко от Иерусалима, по направлению к югу, а от Назарета, галилейского города, Вифлеем находится на расстоянии трех дней пути или немногим более.

33

Император Юстиниан Великий царствовал с 527 по 566 г. Указ о торжественном праздновании Сретения Господня по всей империи издан был им в 542 г.

34

На этот праздник есть указания в сочинениях отцов Церкви III, IV и V веков.

35

Здесь разумеется Антиохия – один из древнейших и богатых городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Среди море. Для христианской Церкви Антиохия имеет особенную важность как второе после Иерусалима великое средоточие христианства и как мать христианских церквей из язычников. В настоящее время Антиохия представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей.

36

Евфрасий был епископом Антиохийским с 523 по 527 г.

37

В память прекращения язвы, бывшей в Константинополе, и страшного землетрясения в Антиохии в некоторых местах Церковью принято пред литургией исходить с литией вне обителей – и во время этого крестного хода воспевать стихиры праздника и канон, по обычаю, – а по возвращении во храм совершать литургию.

38

В кондаке на Сретение Господне Церковь вспоминает избавление от бед, постигших Восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане.

39

Птолемей II Филадельф, сын и преемник Птолемея Лага (285–247 гг. до Р. X.), был одним из величайших государей египетских. Он особенно известен просвещенной любовью к наукам. Его старанием основана Александрийская библиотека. Желая присоединить к своим владениям Сирию, он покорил своей власти и лежащую на пути к Сирии Иудею. После занятия им Иерусалима многие тысячи иудеев из Иерусалима и его окрестностей, равно как и из Самарии, отведены были пленниками в Египет; но так как царь милостиво относился к иудеям и дал им даже равные права с македонянами в Александрии, то многие иудеи добровольно переселились в эту страну. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, царь пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, хотел оказать услугу и иудеям, из которых многие, от долговременного пребывания в Александрии, стали забывать свой природный язык. В Иерусалим было отправлено посольство с богатыми дарами для храма. В письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев, опытных в знании отечественного закона, которые бы могли исправно перевести его на греческий язык. В это время первосвященником был внук Адуя, Елеазар. Он выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и, вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они были приняты весьма благосклонно. Им отвели дом на острове Фаросе, где они и занимались переводом каждый день до девятого часа, или до трех пополудни. Перевод был окончен в семьдесят дней, прочитан в присутствии александрийских иудеев и одобрен ими. Этот самый перевод священных книг и называется «переводом семидесяти (или точнее 72-х) толковников», или переводчиков; он и доселе употребляется в Православной Восточной Церкви, и с него-то сделан наш «Славянский перевод Ветхого Завета».

40

Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.

41

Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», – каждодневно повторяется в храме на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни, т. е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий в предсмертные минуты, преискренне причастившись в Святых Дарах Телу и Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.

42

Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в Константинополь при императоре Пустине Младшем (565–578 гг.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе святого Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел здесь и наш русский паломник XII в., архиепископ Новгородский Антоний.

43

О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий – в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский – в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний – в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях Святой Церкви он называется «священником», «святителем», «священнодетелем», «приносившим законные жертвы» и «очищавшим кровными жертвами люди Израилевы». Сами действия святого Симеона при Сретении Господа (Лк. 2:23–37) также показывают, что он был священником.

44

Он же именуется и Вукол от греческого слова «(Зоакос;» – пастух.

45

Каппадокия находилась на востоке Малой Азии; Кесария – главный город Каппадокии.

46

Святой мученик Власий жил и скончался в III в.

47

В X в. до Р. X.

48

Повествование о пророке Азарии находится 2 Пар. 15:1-19.

49

Город Ванния, или Ван, находился на восточном берегу озера, носящего в настоящее время то же название, в Армении.

50

Город Кесария находился в Палестине и расположен был на берегу Средиземного моря. Он был местом жительства римских начальников Палестинской области.

51

Император Декий был одним из самых жестоких гонителей христиан и имел целью совершенное уничтожение христианства в Римской империи. Он царствовал два года, с 249 по 251 г.

52

Памфилия находилась в южной части Малой Азии на берегу Средиземного моря. На севере она граничила с Писидией, на западе – с Ликией, а на востоке – с Киликией. Город Атталия, ныне Адалия, был приморским городом области и резиденцией областеначальника.

53

В 1605 г. с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) святого князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 г. этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1873 г., № 46–48, и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца», Ярославль, 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку XVIII в. это житие напечатано в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1889 г., № 48–49, и отдельной брошюрой: «Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца», Ярославль, 1890. Данные упомянутых здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.

54

Константин был сыном великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, родился в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем Ростовским, Ярославским и Угличским, а с 1216 г. великим князем Владимирским; скончался в 1219 г.

55

Он родился около 1214 г.

56

Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233 г., а Роман – 1 октября 1235 г.

57

Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1492 г. был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 г.

58

Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 г.

59

Александрия – город в северном Египте, при устье реки Нил; основана Александром Македонским в 331 г. до Рождества Христова. Был некогда центром языческой науки и первым торговым городом на земле. В начале IV в. стал центром христианского просвещения и резиденцией патриарха. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море.

60

Феофил был архиепископом Александрийским с 385 по 412 г. Святой Кирилл, преемник его, архиепископствовал с 412 по 444 г.; был председателем на III Вселенском Соборе, на коем ревностно подвизался против еретика Нестория. Память святого Кирилла празднуется 9 июня и 18 января.

61

Гора Пелусиотская находилась в Нижнем Египте, недалеко от реки Нил. Пелусия, или Пелуза – один из городов северного Египта.

62

Златоустого, равно и писания его, остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустого, простота и ревность его соделались собственностью Исидора и отпечатлелись во всех его действиях. По возвращении в Пелусиотскую обитель он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие.

63

Скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище, благотворительность к бедным – вот правила, которые преподобный Исидор внушал своей братии и которые подтверждались живым примером его собственной жизни.

64

Евагрий – церковный историк VI в.

65

Феодосий II Младший, внук Феодосия Великого, был византийским императором с 408 по 450 г.

66

Никифор Каллист, живший в XIV в., написал «Историю Церкви».

67

Святой Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский – знаменитый отец Церкви конца IV и начала V в., прославившийся особенно своими многочисленными проповедническими трудами. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоустого. Будучи архиепископом Константинопольским, он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдокии, супруги императора Аркадия, и упомянутого выше архиепископа Феофила. Кончил жизнь в ссылке в 407 г. Память его 13 ноября и 30 января.

68

Аркадий – сын и преемник императора Феодосия Великого, царствовал с 395 по 408 г.

69

Диптих (от греч. слов: «дважды» и «складываю») – две таблицы, из которых на одной писали имена живых, а на другой – усопших. У нас называются синодиками, или просто поминаниями и помянниками. В первенствующей церкви христиане как за честь ставили быть вписанным в диптихе церковном, так, напротив того, было поносительно для тех людей, чьи имена не внесены или исключены из диптиха.

70

Третий Вселенский Собор собран был в 431 г. по поводу ереси Нестория, патриарха Константинопольского, который смутил Церковь ложным учением о Лице Иисуса Христа, утверждая, что в Нем Божество не соединялось с человечеством в самом воплощении, и потому называя Его Богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву – Христородицею, а не Богородицею. Осудив Нестория и его учение, как еретическое, отцы Третьего Вселенского Собора торжественно подтвердили православное учение о том, что подобает исповедовать в Господе нашем Иисусе Христе единое Лицо и два естества и Пречистую Его Матерь восхвалять как единую Приснодеву и истинную Богородицу.

71

Арий (жил в начале IV в.) унижал своим нечестивым учением Сына Божия, называя Его высшею тварью, через которую Бог сотворил весь мир. Осуждена эта ересь на I Вселенском Соборе.

72

Палладий Еленопольский (368–430 гг.), ученик преподобного Дорофея, уроженец Галлии, в 388 г. прибыл в Александрию, откуда потом удалился в близлежащую пустыню, где подвизался и преподобный Дорофей, и потом переселился в Вифлеем. В 399 г. избран в епископа Еленопольского в Вифинии, в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника святого Иоанна Златоустого, в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. возвращен на свою кафедру в Еленополь. По просьбе каппадокийского префекта Лавса в 420 г. он составил собрание жизнеописаний святых и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком». Ввиду назидательности и поучительности этого сборника церковным уставом полагаются чтения из него на утренях святой Четыредесятницы.

73

в святом Исидоре опытного толкователя Священного Писания и просили у него объяснений на те или другие изречения Писания. Желания современников Исидор выполнял в письмах. Число его писем такого содержания простиралось до 3 000. Из известных ныне писем святого Исидора большая часть заключает в себе изъяснения Священного Писания, где святой Исидор является лучшим учеником святого Иоанна Златоустого. Догматических писем у святого Исидора не очень много. Он, как и святой Иоанн Златоустый, был наставником практическим. «Практическая философия, по его словам, основание зданию и самое здание, логика – украшение, созерцание – венец, добродетель – стройность души».

74

В 793 г.

75

Остров Крит (иначе Кандия) находится в восточной части Средиземного моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо при сем были и критяне (Деян. 2:11). Затем оно было здесь утверждено и распространено апостолом Павлом, как это можно видеть из послания его к Титу, коего апостол поставил в Крите епископом (Тит. 1:5). В XVII в. остров Крит перешел во владение турок.

76

Сии мученики пострадали при императоре Декии; память их празднуется 23 декабря.

77

Студийская обитель – одна из древнейших и знаменитейших в Константинополе. Она построена (во имя святого Иоанна Крестителя) патрицием Студием, который при императоре Константине Великом переселился из Рима в Константинополь; от имени его и обитель получила свое наименование «Студийской». В этой обители иноки жили до царствования императора Копронима, соблюдая устав «неусыпающих». (Эти иноки назывались «неусыпающими», потому что, будучи разделены на три отделения, поддерживали постоянное богослужение в церкви). Но злочестивый Копроним, возбудив иконоборством Церковь Божию, изгнал из Византии всех иноков, и Студийский монастырь опустел. После Копронима иноки снова стали жить при Студийской церкви, но в небольшом количестве. Студийская обитель во все время своего существования – до падения Константинополя – пользовалась необыкновенною славою и преимуществами за услуги, оказанные ее неусыпающими и бесстрашными иноками государству и Церкви, особенно во времена иконоборчества, когда иноки студийские показали себя бесстрашными воинами Христовыми. Знаменитая в продолжение многих веков, Студийская обитель в настоящее время представляет развалины: сама обитель обращена в магометанский скит, а храм – в магометанскую мечеть.

78

Преподобный Феодор Студит – знаменитый настоятель Студийской обители, ревностно боролся за иконопочитание, за что претерпел множество гонений и истязаний. Он оставил после себя много сочинений аскетическо-назидательного и догматического содержания. Кроме того, святой Феодор писал для церковного употребления каноны и трипеснцы с стихирами, вошедшие в состав Постной Триоди. Он также издал наставления для студийских иноков, как каждый должен выполнять повеленное, начиная с самого настоятеля. Память святого Феодора Студита – 11 ноября.

79

Сарацины – жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а затем христианские писатели перенесли это название на всех арабов и мусульман вообще.

80

Лев V Армянин – византийский император-иконоборец, царствовал с 813 по 820 г.

81

Патрициями назывались в Римской и Византийской империи лица высшего сословия, соответствующего нашему родовитому дворянству.

82

Михаил I Рангав – император византийский, царствовал с 811 по 813 г.

83

Вифиния – северо-западная провинция Малой Азии, расположенная по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. В XIV в. Вифиния подчинена была туркам, под властью которых находится и теперь.

84

Святой Никифор (Исповедник) управлял патриаршею кафедрою с 806 по 815 г.; пробыл в заточении 13 лет, до самой кончины, последовавшей в 828 г. Оставил после себя сочинения исторические, догматические и канонические. Память его – 2 июня и 13 марта (обретение мощей).

85

Это озеро расположено около Аполлонии – древнего города в Иллирии. Мезопа, или Метопа – крепость в Аполлонии.

86

Вонита, или Бонит – в Анатолии, иначе Малой Азии.

87

Это было в 819 г. Смирна – древний знаменитый торговый город на западном берегу Малой Азии; в настоящее время представляет из себя один из самых цветущих городов Малой Азии с населением свыше 120 000 жителей.

88

Михаил II Травлий, или Валвос (Балба), т. е. косноязычный, царствовал с 820 по 829 г.

89

Халкидон – главный город Вифинии, на северо-западном берегу Малой Азии, на южном конце Константинопольского пролива, против Константинополя. Халкидон известен в истории Церкви тем, что в нем происходил IV Вселенский Собор в 451 г.

90

Акрит – мыс в Вифинии, близ Никомидии, против Константинополя.

91

Преподобный Феодор Студит скончался в 67 лет, 11 ноября 826 г.

92

Император Феофил царствовал с 829 по 842 г.

93

Феофан и Феодор, иноки иерусалимской лавры святого Саввы, прибыв в Константинополь при Льве Армянине, были заточены за обличение ереси иконоборцев; при Феофиле же иконоборце на их лицах была выжжена надпись, свидетельствовавшая об их поклонении святым иконам, отчего они и называются «Начертанными». После сего они сосланы в заточение: Феодор в темнице отошел к вечному упокоению около 840 г., Феофан же освобожден при царице Феодоре и поставлен митрополитом Никейским. Память святого Феодора – 24 декабря, а святого Феофана – 11 октября.

94

Император Михаил III (842–867 гг.) вступил на престол в возрасте 4-х лет, а потому государством до 865 г. управляла мать его, святая царица Феодора.

95

Святой Мефодий был патриархом Цареградским с 842 по 846 г. Память святого Мефодия совершается 14 июня.

96

Навкратий Студит, исповедник, скончался 18 апреля 848 г. В Греческой Церкви память его воспоминается 8 июня.

97

Святой Игнатий был патриархом с 847 по 867 г. Память его – 23 октября.

98

Софроний был игуменом Студийской обители с 851 по 854 г.

99

Святой Фотий патриаршествовал с 857 по 867 г. Асинкрит – приближенный к царю придворный чин.

100

Этот остров находится около Кизика – города в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря.

101

Был он в это время и в Митилене (на острове Лесбосе) и на полуострове Херсонесе.

102

При игумене Студийском Савве.

103

Василий I Македонянин царствовал с 867 по 886 г.

104

Святой Игнатий был вторично патриархом с 867 по 877 г.

105

Святой пророк Моисей после созерцания славы Божией на горе Синае сподобился особенного сияния на лице своем (Исх. 32:30–33; 2 Кор. 8:13). Память святого пророка Моисея – 6 сентября.

106

Святой Николай скончался 4 февраля 868 г.

107

Ныне уездный город Костромской губернии на низменном юго-восточном берегу Галичского озера.

108

Обнора протекает по Вологодской и Ярославской губерниям и впадает в реку Кострому.

109

Преподобный Корнилий основал монастырь в вологодском Комельском лесу, в пяти верстах от города Грязовца. Монастырь этот известен под именем Корнилиева-Комельского Введенского. Святой Корнилий скончался 19 мая 1537 г.; там почивают и святые мощи его. Память его – 19 мая.

110

Обитель эта находилась от г. Галича в 80-ти верстах.

111

Кириллу тогда было около 20 лет.

112

Белоозеро находится в Новгородской губернии, на границе Кирилловского и Белозерского уездов.

113

Тихвинский Богородице-Успенский монастырь находится в городе Тихвине Новгородской губернии. Основан на месте явления иконы Божией Матери, известной под именем Тихвинской.

114

Кириллов-Новоезерский монастырь находится на Красном острове Нового озера, в 30-ти верстах от г. Белозерска Новгородской губернии. В монастырской ризнице есть крест напрестольный, писанный, как гласит предание, на древе гробовой доски преподобного Кирилла.

115

Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными в 1649 г. при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению Собора они освидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом; а в 1662 г., 22 августа, перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса. Обретение мощей святого Кирилла вспоминается 7 ноября.

116

Город Арвил, или Арбела, находился в пределах древнего Ассирийского царства, на восток от р. Тибра в верховьях его.

117

Волхвы, или маги, были у персов и жрецами, и хранителями религиозных обрядов.

118

Это гонение было воздвигнуто царем Сапором II после того, как у персов началась война с римлянами, около 343 г. Причиною гонения было то, что в христианах Сапор видел тайных союзников римлян. Пятый год гонения падает на время ок. 348–352 гг.

119

Персы поклонялись огню и солнцу. Последнее, под именем Митры, было у них верховным божеством.

120

Декий царствовал с 249 по 251 г.

121

Антиноя – довольно значительный в древности город в Среднем Египте.

122

Умерщвлен в битве с татарами на р. Сити 4 марта 1238 г. Святые мощи его почивают во Владимирском кафедральном соборе.

123

Декий царствовал с 249 по 251 гг.

124

Сицилия – один из больших островов Средиземного моря, около Апеннинского полуострова.

125

Панорм (ныне – Палермо) расположен на северном берегу острова Сицилии при заливе того же имени; это – весьма древний и значительный город, основанный еще финикиянами.

126

Катана – древний город на восточном берегу Сицилии, в настоящее время многолюдный, цветущий по своей образованности и торговле, с более чем 100-тысячным населением.

127

Афродита – греческая богиня любви и красоты. Празднества в честь ее сопровождались проявлениями крайней разнузданности и разврата.

128

Зевс почитался у греков главным божеством, отцом всех богов и людей. Греческие мифы приписывают Зевсу различные плотские пороки, нечистые страсти и преступления.

129

Святая Агафия скончалась в 251 г.

130

Мощи святой Агафии в 1040 г. перенесены в Константинополь, но в 1126 г. возвращены в Катану.

131

Этна – огнедышащая гора на острове Сицилии, близ города Катаны.

132

Диоклетиан (на востоке) и Максимиан (на западе) царствовали с 284 по 305 г.

133

Аназарв – город в Киликии, на юго-востоке Малой Азии.

134

Здесь разумеется храм с идолом или изображением римского императора Адриана (царствовал в 117–138 гг.). Римляне, как известно, причисляли своих умерших императоров к сонму богов (так называемый «культ цезарей»), им они воздавали божеские почести, приносили жертвы, и прочее. Началось это почитание императоров с Августа и продолжало свое существование во все время языческой Римской империи. Стали обоготворять не только умерших цезарей (т. е. императоров), но даже и живых. Это почитание было для всех принудительно. Считалось обязательным иметь у себя даже в доме образ царствующего императора между своими пенатами (домашними богами). За соблюдением культа цезарей в Римской империи смотрели строго, и кто, по небрежности или неуважению, не хотел выражать чествования императору, с таким поступали как с величайшим преступником. Такого религиозного почитания императоров римские правители требовали и от христиан.

135

Комментарисий – чиновник, смотревший за узниками и ведший им запись.

136

По преданию, эта фамилия была присвоена одному из предков святителя Феодосия за оказанное отличие при отражении неприятеля от г. Углича.

137

Это – знаменитая, старейшая в России школа, основание которой восходит к концу XVI в.; ныне – Киевская духовная академия, помещающаяся в Братском монастыре, на Подоле, в Киеве.

138

Киево-Богоявленская братская школа, служа главным рассадником просвещения для всей южной православной России, в то же время выпустила из своих стен немало знаменитых борцов за православную веру в пределах южнорусской Церкви, подвергавшейся непрестанным нападениям врагов – католиков и единомышленных с ними униатов, которые, презрев православную веру, признали над собою главенство папы, и еще более коварных иезуитов, монахов католического ордена, поставившего себе целью какими бы то ни было средствами утверждать всюду католичество и главенство пап.

139

Митрополит Дионисий управлял Киевскою митрополиею всего не более полугода. Он был назначен на митрополию в феврале 1658 г. и удалился из Киева в июле 1658 года, хотя номинально продолжал числиться Киевским митрополитом.

140

Близ местечка Батурина, ныне – в Черниговской губернии, в 30 верстах от г. Конотопа; основан в XVI в.

141

В Коневском уезде Киевской губернии. Святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря около 1661 г.

142

Это было в 1664 г. Киево-Выдубицкий монастырь был одним из древнейших и важнейших монастырей Киевской епархии; основан в конце XI столетия; в начале XVII столетия, во время польского владычества, в нем была водворена уния, но потом он снова возвращен под ведомство Киевского митрополита; ныне – второклассный мужской монастырь.

143

Минской губернии. Там был остров «Михайловщина», принадлежавший Киево-Выдубицкому монастырю, где в 1680 г. и был основан и устроен святым Феодосием небольшой скиток, наместником которого был назначен один из строгих подвижников Выдубицкого монастыря, иеромонах Иов Опалинский.

144

Особенно много пришлось пострадать святому Феодосию по проискам Мефодия, епископа Мстиславского и Оршанского, претендовавшего на киевский митрополичий престол и из-за своих целей оклеветавшего святителя вместе с настоятелями других киевских монастырей в политических интригах и измене московскому правительству; но правда немедленно восторжествовала, и невинность Феодосия тогда же была явно доказана.

145

Лазарь Баранович – ректор Киево-Богоявленской братской школы, с 1657 г. – архиепископ Черниговский, видный политический и литературный деятель южной России, проповедник и полемист против католиков и униатов; был очень уважаем современниками; святой Димитрий Ростовский называет его «великим столпом Церкви».

146

В то время митрополия Киевская довольно долго оставалась праздной из-за политических смут, вследствие чего временно управление ею и было поручено наиболее уважаемому архипастырю южной России, каковым и был Лазарь Баранович.

147

Гедеон (Святополк-Четвертинский) – епископ Луцкий, с 1686 г. – Киевский митрополит, скончался в 1690 г., известен грамотами и посланиями к разным духовным лицам.

148

Святой Феодосий, как одно из самых почетных духовных лиц, был представителем посольства, которое Собор, избиравший митрополита, отправлял в 1685 г. к новоизбранному с оповещением об избрании и с приглашением принять престол Киевской митрополии. В том же году «пречестный» и «в Церкви Малороссийской заслуженный» игумен Феодосий вместе с переяславским игуменом Иеронимом Дубиною был послан к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и патриарху Иоакиму с просьбою об утверждении избранного Малороссией митрополита. Нужно заметить, что в Москву в то время из Малороссии отправляли избранных людей не только с тем, чтобы они доставили туда то или другое прошение и явились при случае ходатаями по этим прошениям, но и с той целью, чтобы выставить их пред царем и патриархом, как лиц способных и предназначаемых к высшим должностям. Так смотрели на это и в Москве, и там оба представителя посольства – игумены выдубицкий и переяславский, – были приняты как «люди заслуженные Малороссийской Церкви». Результатом этого посольства было великое дело присоединения южнорусской Церкви к Московскому патриаршеству.

149

Елецкий Успенский первоклассный монастырь в Чернигове основан в 1060 г. великим князем Черниговским Святославом Ярославичем.

150

Иоанникий Голятовский – знаменитый южнорусский проповедник и писатель-полемист XVII в., сначала ректор Киево-Могилянской коллегии и затем архимандрит черниговского Елецкого монастыря.

151

Иван Мазепа – гетман Малороссийский с 1687 по 1709 г., когда он изменил Петру Великому и России, перешедши на сторону шведского короля Карла XII; в том же году он умер.

152

Адриан – последний (десятый по счету) патриарх Всероссийский, управлял Церковью с 1690 по 1700 г.

153

Что касается того, что Феодосий сразу был возведен в сан архиепископа, то это объясняется тем, что большим Московским Собором 1667 г. была учреждена в Чернигове именно архиепископия, и кафедра Черниговская тогда же была поставлена первою между другими архиепископиями Русской Церкви.

154

Монастырь был построен вдовой стародубецкого полковника Мариею Сулимовой на купленной ею вместе с покойным мужем земле, называемой «Печеники»; откуда монастырь и получил свое наименование; ныне не существует.

155

Любеч – ныне торговое населенное местечко Городнянского уезда Черниговской губернии, в 52 верстах от Чернигова.

156

Так, им был освящен величественный храм в честь Святой Троицы возле Ильинского монастыря и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Домницком мужском монастыре (в 35 верстах от Чернигова).

157

Иоанн Максимович – впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири, где много потрудился в деле распространения христианства среди инородцев; скончался в 1716 г. Память его местно чтится с благоговением, как память угодника Божия.

158

«Похвала» эта написана под живописным изображением святителя Феодосия в Борисоглебском Черниговском соборе, над входом в каменную палатку, где почивали мощи святителя.

159

Обследование производили высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский, вместе с местным епископом Антонием, с ректором Черниговской семинарии, протоиереем – членом Киевской духовной консистории, – и двумя протоиереями из местного соборного причта.

160

Таких случаев обследовано 49.

161

Кизик – город одного из полуостровов Пропонтиды (Мраморного моря).

162

В это время Евиласию было около 80 лет.

163

Скончались между 305 и 311 гг.

164

Каппадокия – древнее название местности на востоке Малой Азии, между Киликийским Тавром, Евфратом, Черным морем и р. Галисом. Кесария – главный город Каппадокии.

165

Молитва Василия Великого ко Святому Причащению. Ср. Иез. 33:11.

166

Емеса – город в Сирии, на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море.

167

Смирна – знаменитый торговый город Ионии на восточном берегу Эгейского моря (Архипелага), верстах в 66-ти от Ефеса, при устье реки Мелес, один из древнейших городов Малой Азии. Церковь насаждена была в Смирне святым апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время принадлежит туркам, но и доселе там сохраняется и процветает христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих городов империи.

168

Скончался около 100 г.

169

Святой Поликарп, епископ Смирнский, знаменитый муж апостольский, ученик святого Иоанна Богослова; память его – 23 февраля; преставился в 167 г.

170

Мирсина – миртовое дерево. Оно растет в Азии, в Америке, в Африке – в Египте – и в южной Европе, по берегам Средиземного моря. Ветвями этого дерева в праздники украшались жилища; миртовые венки надевали на голову во время пиршеств, особенно свадебных. Мирт почитался у древних вообще символом любви и тихого счастья, изображением радостных обстоятельств в настоящем и светлых надежд в будущем.

171

Асия – провинция Римской империи, на западе Малоазийского полуострова, с главным городом Ефесом.

172

От греч. слова «παρθένος», что значит «девица», «девственница».

173

Мелитополь – один из городов Мизии, северо-западной провинции Малой Азии.

174

Лампсак – значительный, основанный фокейцами, город Мизии, северо-западной области Малой Азии.

175

Ираклия – один из городов Фракии, области в Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова.

176

Святой Парфений скончался в 318 г.

177

Элладой в древности называлась средняя часть Греции.

178

Эгина – один из островов Архипелага. Эгейское море – иначе Салоникский залив, на северо-западе от Архипелага.

179

Кастория – селение в Аттике, юго-восточной области Эллады, или средней Греции.

Страница notes