Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том II. Февраль - стр. 4

; вы же, веруя в эти древние нечестивые предания и ложные басни, поклоняетесь бездушным и немым идолам, забывая о Боге живом, Который небо утвердил, землю основал на водах и излил воздух; Бог, создавший каждую тварь и давший ей видимый образ, господином над всем поставил человека, созданного после, но человек, по зависти диавольской прельщенный лукавым змием (Быт., 3), впал в бесчисленные бедствия; тогда Бог Слово, умилосердившись над ним, по Своему изволению Сам благоволил воплотиться и явился в подобии человеческом, умер на кресте, был погребен, в третий день воскрес, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца, пока не познает Его все создание; тогда Он опять придет с силою и славою великою и воздаст каждому по делам его. Он есть Бог богов и Царь царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им.

После этого эпарх Аквилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что при ужасном морозе ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими ногами, – и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к Богу и пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучения и пел слова Давида: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс. 16:5) и другие: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» (Пс. 118:133), повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего»[12](Деян. 7:60). Возвратившись после охоты, эпарх призвал к себе мученика и сказал ему:

– Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии?

Святой отвечал:

– Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины.

Эпарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время.

По прибытии обратно в Никею эпарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему:

– Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам?

– Бог мой и Господь Иисус Христос, – отвечал святой, – Которому я служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему, единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь и к Нему прибегаю, твою же и царскую гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь.

Страница 4