Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь - стр. 78
Святой епископ Сильвестр отвечал:
– Если в ваших книгах написано не «девица», а «отроковица», то не все ли одно и то же, что отроковица, что девица? Когда пророк Исайя от лица Божия сказал Ахазу: проси себе знамения у Господа Бога твоего в глубину или в высоту[139], то Ахаз сказал: не буду просить и не стану искушать Господа[140]. Тогда пророк сказал: «Сего ради даст Господь Сам вам знамение». Какое же? «Се, Дева во чреве зачнет». Если же вы говорите, что пророк говорил не о деве, а об отроковице и что отроковица – не дева[141], то и обещанное пророком знамение не может называться знамением, ибо если отроковица, вышедшая замуж, родит, то тут нет никакого чуда, но дело обычное. Родить же, не входя в общение с мужем, есть действительно чудо; это дело необыкновенное, превышающее «естества уставов». Итак, Та Отроковица, о Которой у вас написано, была Девою, потому что Господь обещал через Нее дать знамение, и именно такое знамение, что Она, не познавши мужа, родит сверхъестественно Сына. И мы не исказили Писание, написав вместо «отроковицы» – «Деву», но, скорее, точно выразили его мысль, чтобы яснее можно было увидеть в сем оное пречудное Божественное знамение, превосходящее естество человеческое. Кто же из людей родился без семени мужского, кроме Адама, созданного из земли, и Евы, сотворенной из ребра его? И где женщина родила, не входя в общение с мужем? Итак, не было бы никакого знамения, которое обещал дать Бог – именно если бы та отроковица зачала во чреве не сверх естества, а по естеству соединившись с мужем, – но было бы обычное для природы человеческой дело. А так как Дева чистая зачала без мужа от Святого Духа, то это и должно считаться Божиим новым и преславным знамением, и с нами теперь Бог, согласно обещанию, сверх естества рожденный от чистой Девы.
– Но так как рожденный от Марии назван не Еммануилом, а Иисусом – возразили иудеи, – то, значит, он не тот, которого обещал Бог через пророка, а другой?
Святой Сильвестр отвечал:
– В Священном Писании иногда вместо имени указывается на деятельность того или другого лица, как, например: «…нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз» (Ис. 8:3). Если в самом деле никогда не было того, кто назывался бы таким именем, то все-таки, так как Христос должен был победить врагов и взять у них добычу, вместо имени его пророком указаны те дела его, которые Он должен был совершить. В каком смысле тот же пророк говорит и об Иерусалиме: «Тогда будут говорить о тебе: город правды!» (Ис. 1:26) Хотя никто никогда не звал тот город городом правды, а все зовут его обычным ему именем – Иерусалим, но так как в то время Иерусалим исправился пред Богом, то поэтому от события, в нем совершавшегося, ему дано в пророчестве имя – город правды