Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь - стр. 76

. Пророк знал, что Христос – Бог предвечный, почему и говорит: «Престол Твой, Боже, вовек» (Пс. 44:7). Предвозвещая же имевшее совершиться в последующее время воплощение, он сказал: «Ты – Сын мой! Я ныне родил Тебя». Итак, этими словами: «Ты – Сын мой!» он указывает не на временное, но на предвечное Его рождение; а словами: «Я ныне родил Тебя» обозначает Его рождение, совершившееся в известное время. Сказав: «Я ныне родил Тебя», пророк показал, что и то рождение Сына, которое должно было совершиться в известное определенное время, Отец приписывает Себе Самому, потому что оно должно быть по Его воле. Но уже и то даже выражение: «Я ныне родил Тебя» указывает на вечность рождения Божия, в которой нет действия прошедшего и будущего, а всегда только одно настоящее. О Духе же Святом тот же Давид свидетельствует такими словами: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Итак, здесь упоминает он о Трех лицах: Бог – Отец и Сын, Которого называет Словом ради его вышнего и бесстрастного рождения и о Святом Духе. И в другом месте он говорит: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). И опять: «Куда пойду от Духа Твоего?» (Пс. 138:7). Сими словами пророк ясно показывает, что существует Дух Святой, Который наполняет Собою все. И еще говорит: «Пошлешь дух Твой – созидаются» (Пс. 103:30). Не Давидом ли все это сказано? Но и Боговидец Моисей в книге Бытия приводит такие слова Божии: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем же тогда говорил Бог, если с Ним не было какого-то другого Лица? Никто не скажет, чтобы это сказал Бог Небесным Силам, ибо те самые слова «по образу Нашему» не дают никакой возможности так думать; не один и тот же образ и подобие у Бога и ангелов, как не одинаково существо и сила их с Богом, но иное – существо Божие и иное – ангельское. Итак, нужно предположить, что был Кто-то Иной в беседе, с Кем Бог сказал те слова: «по образу Нашему». Этот Иной должен был быть таким, Который бы имел одинаковое существо с говорящим Богом, совершенно тождественный с Богом по образу и подобию. Кто же это мог быть, как не Сын, Который единосущен Отцу, равен с Ним по славе и власти, будучи неизменным образом Божиим? Что же мы вводим нового, когда веруем и утверждаем, что существуют Отец и Сын и Святой Дух? И если язычникам это представляется невероятным и неосновательным, то это неудивительно, ибо они не знают Священного Писания. Но почему не веруете этому вы, которые изучаете слова святых пророков, из коих ни одного, который бы не пророчествовал о нашем?
Страница 76