Женщины в политическом пространстве России и зарубежных стран - стр. 2
Зарождение активной борьбы за женские права приходится на время гражданской войны за независимость в США (1775–1783), тогда женщины впервые выдвинули требования равноправия. Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс, супругу Джона Адамса, одного из отцов-основателей Соединенных Штатов и второго президента США. Адамс ратовала за предоставления права голоса или представительства для женщин в новом государстве – США. Ей принадлежит крылатая фраза: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
Немного позже появляется европейский феминизм – в конце XVIII – начале XIX века, – с появлением широкой общественной дискуссии о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, сфокусированном на мужчине и его интересах.
Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равные права, возникли женские революционные клубы, женщины из таких клубов участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года не дала женщинам избирательного прав. в том же году Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная писательницей Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин. «Декларация прав женщины и гражданки» считается первым манифестом феминизма Нового времени. Де Гуж одной из первых призывала к установлению права на развод (что в конце концов было декретировано), отмене церковного брака и замене его гражданским контрактом, выступала за права незаконнорождённых детей, за создание родильных домов[6]. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». Однако через четыре года Олимпия де Гуж была отправлена на гильотину. Находясь в тюрьме, де Гуж удалось опубликовать свои последние работы, где она осудила террор. В период террора 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.
В Англии в 1792 году выходит книга британской писательницы Мэри Уолстэнкрафт «Защита прав женщины», которую причисляют к самым первым работам по философии феминизма[7]. в своей работе Уолстэнкрафт первая в Великобритании выдвинула требования равных прав для женщин. Уолстэнкрафт считает, что женщины должны получать образование, соразмерное с их положением в обществе. Она вступает в полемику с философами-мужчинами (в том числе с Жан-Жаком Руссо), которые считали, что женщинам образование необязательно. Уолстэнкрафт утверждает, что женщины необходимы нации, потому что воспитывают детей и могут быть мужьям «товарищами», а не простыми жёнами. Женщины – не украшение общества или собственность, приобретённая мужчиной в браке, они заслуживают такие же права, как и мужчины.