Женщина в Древней Руси - стр. 46
95. Если остается в доме незамужняя дочь при братьях, то до отцовского наследства ей дела нет, но братья обязаны ее выдать замуж сообразно с их достатком.
102. Если же она (Мать. – А.Т.), оставаясь вдовою, захочет жить в одном доме со своими детьми, а дети не захотят того, то в подобном случае творить волю матери, а не детей, и что дал ей муж и что следовало получить ей на свою часть из имущества, оставшегося после мужа, то составляет ее достояние.
103. На часть матери дети не могут иметь никакого притязания; но кому ее назначит, тому и взять; назначит всем – то и разделить между всеми; если же умрет без языка, то у кого она жила и кто ее содержал, тому и взять ее достояние.
106….А если сыновья все были злы, то она вправе отдать имение дочери, которая ее содержит[9].
Следует напомнить, что «Русская Правда», или «Законы Ярослава Мудрого», во многом схожа с законами народов Скандинавии, а русское вече при незначительных различиях похоже на скандинавские и исландские тинги. Но это не значит, что «вечевой строй» племенами Восточной Европы скопирован со скандинавского «тингового». Хорошо известно еще по работам Прокопия Кесарийского, жившего в VI веке н. э., что «племена славян и антов издревле жили в демократии (народоправстве)»… Более того, вечевой строй на Руси в Псковской, Новгородской и Вятской республиках продержался до XV–XVI веков, несмотря на активное нежелание князей Рюриковичей терпеть это своеволие земли Русской, эту тягу местных народов и племен к народоправству, которая – и данный факт нельзя забывать в том числе и в разговоре о женщинах-россиянках! – заметно влияла на все стороны жизни не только в перечисленных вечевых республиках, но и на всей территории, контролируемой Рюриковичами. Эта могучая тяга к народоправству в редких случаях порождала социальные взрывы (особенно часто – в Новгороде), но в целом она была не воинственной, не бунтующем, в чем, надо сказать прямо, сыграла заглавную роль мудрая политика князей Рюриковичей, честно выполнявших в IX–XI веках непростой заказ истории по созданию в Восточной Европе централизованного государства. Именно эти три, по мнению автора данных строк, неантогонистичные силы (восточноевропейское народоправство, тинговый скандинавский уклад и необходимость создания в Восточной Европе единого государства) формировали здесь новых людей: русских, мужчин и женщин. Именно эти начала явились стержневой опорой русского духа: ему и царь-государь по душе, и на площади ему хочется иной раз побуйствовать на разных собраниях и вече, а то и за общину, где «счастье и несчастье считается делом общим» (Прокопий Кесарийский), повоевать, и не только словесно, чтобы, навоевавшись, опять за царя-государя в любом его обличье поратовать. Такой уж он сложный – русский дух, стержневая опора всего русского. В том числе и русской женщины.