Земной ангел и небесный человек. О преподобном Сергии Радонежском - стр. 18
Когда диавол вселяется в человека, то обладает его умом и волею. И многие сейчас академики, профессора пишут очень умные книги, стараются применять и латынь, и всякие иностранные обороты, чтобы показать какую-то чрезмерную вычурность, красоту во фразах. А что там? Там нет Бога. В Евангелии мы читаем, что и влас главы вашея не погибнет, не упадет без воли Божией (Лк. 21, 18; 12, 7; Мф. 10, 30). А почему Наполеон пришел в Россию? Почему сгорела Москва? За грехи. Почему последняя война была, много народа погибло? Наказание за грехи.
Сейчас, можно сказать, только в Российской Церкви, в русском народе вера Православная теплится, и надо ее возгревать. Мир стоит за молитвы Церкви Православной, а Православная Церковь готовит святых для Царствия Божия.
Преподобный Сергий дал нам пример покаяния, как искать богообщения, как жить здесь, на земле, а пребывать как бы на небе. И мы ему поем, величая: «земный ангеле и небесный человече». И сколько из этой Лавры чудной вылетело птенцов святых, среди которых и архиереи были. Монастыри стали открываться, только при жизни преподобного Сергия семьдесят монастырей появилось трудами его самого и его учеников. Вот, скажем, девица венчается, выходит замуж за юношу, она обещает, дает клятву быть верной мужу, старается угождать ему. А преподобный Сергий давал клятву Самому Богу служить, Ему молиться ежедневно с утра до вечера. Великая разница – жить в таинстве Брака и в таинстве Монашеском.
Да и в таинстве Брака нужно как жить? В любви, согласии и ради чадородия. Вот здесь, в Лавре, похоронен архиепископ Вологодский и Тотемский Никон, у них в семье было двадцать два ребенка, его мать рожала каждый год. Когда жена почувствует, что забеременела, то говорит об этом мужу, и он уже не должен касаться ее; а если общение будет продолжаться, то рождаются больные дети, или недоразвитые, или даже умирают во чреве. И многие удивляются, какие сейчас люди: пока три-четыре раза им не скажешь, не понимают. Почему? После аборта всегда бывают больные дети; в пьяном виде отца или матери зачинается ребенок, и потом он тоже как пьяница живет на земле. И грехи дедов наших – если они ломали церкви, злодейством всяким занимались – до четвертого рода сказываются на потомстве, наказываются люди здесь, на земле, как говорит Священное Писание: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Чис. 14, 18; Втор. 5, 9).
Вот какое великое таинство Брака. Вот как велико таинство Крещения и какое таинство несет в себе человек. Он имеет образ Божий. Посмотрите внимательно, как ведет себя животное, скажем собака или корова, и как человек. Дух есть в человеке, мы носим образ Божий, образ Живоначальной Троицы. Ум, слово и дух, в духе разум, воля и чувствования духовные, и в то же время все это едино, и человек говорит: «Я решил, я пойду в церковь, я буду молиться, каяться». Триединое естество получается и Триединый Бог: Отец, и Сын, и Святой Дух.