Земной ангел и небесный человек. О преподобном Сергии Радонежском - стр. 21
(Пс. 50, 7). С человеком происходит по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2, 22). Вот какие мы стали – живем как бы по образу ветхих людей.
Поэтому и пришел Господь Сам, и совершил неисполненное Адамом первозданным – человека приготовил к обожению. И апостол Павел говорит: есть душевный человек и есть духовный (см. 1 Кор. 15, 44, 46). Мы, увлеченные суетой этого временного мира, не вникаем в это откровение Божие. А нам Господь определил здесь для покаяния только семьдесят-восемьдесят лет, чтобы подготовиться к настоящей жизни, вечной. В таинстве Крещения Он порождает нас для этой новой благодатной жизни. К Богу теперь можем мы взывать как к Отцу своему Небесному. Поэтому должны любить Бога всем сердцем, душой и помышлением (см. Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), любить Его святые заповеди (см. Мф. 19, 17; Ин. 14, 15–23), любить друг друга (см. Ин. 13, 34; 15, 12–17; Мф. 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27).
И преподобный Сергий показал нам образ покаяния, богообщения. Он избран был из чрева матери. Будучи еще младенцем, он возлюбил воздержание и в среду и пятницу даже грудного молока не вкушал. И в течение всей жизни преподобный строгий пост проводил.
Трудная была пора, когда жил преподобный Сергий. На Руси господствовало татаро-монгольское иго, жестокое состояние переживали люди: кровопролитие, смерть, пленение. А когда успокоились татары, положили подать не особенно большую, дали свободу Церкви. В Орде открывались церкви, создавались епархии, даже в самой столице, которая чуть выше Астрахани находилась; теперь там ничего нет, только протекают две речушки – Большая Ахтуба и Малая Ахтуба. И совершали русские люди богослужения, крестили, отпевали, и ханы были спокойны, давали ярлыки. Кажется, трудное было время, а сколько появилось светильников православных, сколько церквей, монастырей создалось! Тогда же на Западе страшное беззаконие совершалось, прелюбодеяние великое, отступление от веры. А тут как бы кордон стоял между Западом и Востоком.
Сначала, как мы знаем, при святом равноапостольном князе Владимире была Киевская Русь, потом какое-то время Владимирская. Благоверный князь Андрей построил во Владимире прекрасный собор, до сих пор он стоит. А потом, по повелению Матери Божией, центр русской жизни был перенесен в Москву. И в это время Господь прославил преподобного Сергия, который в собирании Руси большую роль сыграл, большой подвиг понес. Преподобный много потрудился: умирял князей, всех приводил к вере, строил монастыри. И созидалась Московская Русь.