Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 34
Новость обета и небывалый поступок среди израильских дев, равно как и неприкосновенность клятвы (сохранявшей за собою силу закона: человек аще обещает обет Господу, да сотворит (Втор. 23, 21)), поставили их в затруднительное положение. Они не могли ни уничтожить закона относительно обета, ни принудить Деву Марию нарушить его, а вместе с тем не могли и дозволить Ей исполнить этот обет, равно как и остаться в храме по неимению примеров.
Они составили между собой совет, на котором в явном колебании делали разные предложения и потом отменяли их: хотели не пускать Ее более в храм за вторую завесу, а между тем не смели решиться и обручить Ее кому-либо, как обещавшуюся уже Богу; боялись и прогневать Бога и не знали, как приличнее устроить Ее девическую жизнь.
И сколько они ни думали, а все приходили к одной из двух необходимостей: или принудить Ее выйти замуж, или дозволить Ей и по достижении совершеннолетия оставаться при храме. Но и то и другое в то же время считали за явное нарушение закона, а потому за великий грех. Недоумению их не было конца, и совет не мог остановиться ни на каком определении. Священники, видя, что совет их не имеет окончательного исхода, положили испросить разрешения недоумению своему у Бога. Собравшись перед Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли Его.
После этой молитвы первосвященник, облекшись в священную одежду, вошел за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: «Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее». Захария, объявив священникам о повелении Господа, послал глашатаев во все концы земли Израильской для приглашения мужей в Иерусалим. Вместе с тем наступил установленный Маккавеями праздник обновления храма, на который отовсюду стекалось множество народа; в этот раз среди других пришли и мужи из рода Давидова. Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и, воззвав всенародно: «Господи Боже! Яви мужа достойного обручиться с Девою!», внес жезлы в храм.
Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что жезл, принадлежавший мужу праведной жизни, ожидавшему с нетерпением избавления Израилева, – родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделу Иосифу, расцвел и на нем сидела голубица, которая опустилась над головой Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: «Приими к себе в соблюдение Деву». Но когда Иосиф стал было возражать, говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей, что он уже стар, а Дева еще юная, и потому он боится сделаться посмешищем сынов Израилевых, то Захария сказал ему: «Убойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею: как разверзлась земля и поглотила их за сопротивление! Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с домом твоим». Иосиф, пораженный этими словами, тотчас же изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним. Она весьма опечалилась этим решением священного совета и необходимостью оставить храм, но Ей было особое откровение, чтобы Она не сомневалась идти в дом Иосифа, мужа праведного, Ее сродника и обручника, который принял Ее из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдение Ее чистоты и под именем мужа сделался лишь хранителем и служителем девства и высокой святости Ее. Таким образом Промысл Божий устроил все так, что Мария, соединенная с Иосифом, казалась женой мужа, тогда как между ними не было общения брака.