Размер шрифта
-
+

Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 33

Само введение Пречистой Девы во храм было уже предызображением этого обета. «Невеста Царя Бога! – воспевает Святая Церковь. – Ты посвящаешься ныне в храме подзаконном соблюдаться для Него, Всечистая!» Таким образом, как ни мало известны обстоятельства первоначальной жизни Богоматери, все же в ней можно заметить три существенные черты: 1) Она была плодом молитвы родителей, долго не имевших у себя детей; 2) Она получила воспитание при храме; 3) Она обрекла себя всегдашнему девству. Уже эти обстоятельства представляют в Ней существо более небесное, чем земное.

Как скоро Пресвятая Дева среди назидательных впечатлений храма пережила время отрочества, Промысл Божий расположил обстоятельства так, что со всей необходимой прикровенностью осуществилось вечное предопределение о спасении человечества. Обручение Девы праведному мужу набросило покров таинственности на совершившееся дело нашего искупления. Прежде всего, как говорят святые отцы, нужно было, чтобы дело Божественного домостроительства скрылось от исконного врага человеческого рода – диавола.

«Таким образом, – замечает св. Игнатий Богоносец, – утаились от князя века сего девство Марии, рождение Ею, а равно и смерть Господа». Приводя эти слова древнейшего отца Церкви, св. Андрей Критский прибавляет: «Не без причины было сокрыто тогда от народа рождение Христово от Святого Духа, и Иосиф почитаем был вместо отца». Святой Иоанн Златоуст указывает еще причину обручения Пресвятой Девы. «Для чего, – спрашивает он, – Дева зачала не прежде обручения?» И отвечает: «Для того, чтобы дело было сокрыто от иудеев и Дева избежала всякого подозрения от них». «Если бы, – говорит святой отец в другом месте, – иудеи услышали об этом с самого начала, то, превратно поняв совершившееся, побили бы Деву камнями…

Когда они бесстыдно перетолковывали и то, чему имели примеры в Ветхом Завете, чего бы не сказали, услышав о зачатии Девой? За них было все прошедшее время, не представлявшее ничего подобного… чрезвычайно смутило бы их дело столь новое, столь необычайное, которому примера они не нашли бы у предков своих».

В объяснение слов святого отца припомним, что у иудеев действительно по закону Моисея были побиваемы камнями девы, не сохранившие девства, а также и обольщенные невесты вместе с их обольстителями. Премудрость Божия устранила все эти затруднения: устроила Богоприличное рождество Слова от Девы и Саму Деву предохранила от ненависти врагов Христовых.

Когда, по свидетельству предания, исполнилось Пречистой Деве 14 лет и 11 дней пребывания Ее в храме, Первосвященник объявил Ей, чтобы Она по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселясь в дом Свой, подобно другим девам Ее возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии Сама дала Ему обет сохранить навсегда Свое девство и что нет в мире силы, которая бы заставила Ее изменить этому обету и вступить в брак. Такое твердое решение Девы поразило удивлением первосвященника и священников.

Страница 33