Размер шрифта
-
+

Здоровый позвоночник. Как самостоятельно освободится от болей в спине - стр. 26



Th3-Thl0[2]

Глава 2

Эмоциональное влияние

Эмоции – что это?

Эмоции держат нас в тонусе. Взглянув на них под таким углом, мы обнаружим связь между эмоциями, которые движут нами на психологическом уровне, и скелетной мускулатурой, заставляющей двигаться наше физическое тело. Лишь стоит нам признать наличие обоюдного влияния и взаимодействия между эмоциями и мышечной активностью, мы тут же сможем увидеть, что различные эмоционально-двигательные стереотипы заставляют тело принимать определенные позы, чреватые возникновением проблем, затрагивающих позвоночник. Анализируя, каким образом наша эмоциональная жизнь отражается на состоянии скелетно-мышечной системы, будет полезно сравнить западный и восточный подходы к проблемам исцеления организма, а также то, как на Западе и на Востоке трактуют само понятие «здоровье». Таким образом, мы сможем собрать урожай полезных знаний сразу на двух полях.

В первую очередь обратим внимание на то, какой смысл вкладывают в понятие «эмоция» на Западе. Здесь не принято смешивать понятия «эмоции» и «чувства» («ощущения»), поскольку в чувствах как таковых отсутствует когнитивный аспект. Главным образом это подразумевает, что вам вовсе не обязательно знать, что происходит в вашем организме, чтобы почувствовать боль, в то время как эмоции всегда содержат в себе некую оценку: «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Настроения и чувства (ощущения) – это совсем не то же самое, что эмоции, но точно так же они отличаются и от неконтролируемых реакций. Настроения и более мимолетные чувства в равной степени обладают способностью влиять на восприятие реальности, в зависимости от состояния сознания в данный момент времени человек может ощущать себя «счастливым» или «опечаленным». У эмоций, настроений и чувств есть нечто общее: все они заставляют человека ощущать себя удовлетворенным или неудовлетворенным, делают его жизнь приятной или наоборот. Так, не бывает плохого настроения «на пустом месте» – оно всегда связано с каким-либо неудовольствием.

Аристотель (384–322 годы до н. э.) подразумевал под словом «эмоция» некое психическое переживание, в основе которого обязательно лежит удовольствие или неудовольствие. Эта точка зрения продержалась до начала XX века и была поддержана немецким психологом Германом Эббингаузом (1850–1909). Однако его коллега Филипп Лерш (1898–1972), напротив, постарался ее оспорить. Он заявлял: «Понимание эмоций будет опошлено, если мы станем сравнивать как равно значимые переживания, трогающие нас, когда мы соприкасаемся с истинным произведением искусства, и приятные ощущения, которые мы испытываем, выпивая бокал хорошего вина. Мне кажется неприемлемым ставить в один ряд такое чувство, как раскаяние, и другие, более тривиальные переживания, способные вызвать дискомфорт. Если же мы рассматриваем религиозные чувства, либо чувство уважения и чувство преданности, то их вообще невозможно охарактеризовать как приятные или неприятные».

Страница 26