Здесь. Философия данности - стр. 34
* * *
Антуан Рокантен увидел очевидность и понял, заболев Тошнотой, что «существовать это значит быть здесь, только и всего». Болезнь эта, описанию которой посвящен почти весь роман Сартра, есть образ пути к очевидности, то есть пути от удивления через отчаяние к очевидности. Посмотрим, как прошел этот путь Антуан.
Болезнь «проникла… исподтишка, капля по капле… А угнездившись… затаилась, присмирела». Рокантен старался убедить себя, что с ним ничего не происходит, «что тревога ложная» и никакой болезни нет. Но симптомы были налицо, «с того злополучного дня, когда я [Рокантен] хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось. Я почувствовал, что он существует». Затем у Рокантена было еще несколько приступов, и все они были одинаковы. Антуан чувствовал, что вещи, окружавшие его, существуют и испытывал Тошноту. Что значит «существуют»? Вещи есть, но почему они есть сказать нельзя. Антуан знает об основаниях, о том, что у всего в мире есть свои основания, и что не может быть ничего, что оснований бы не имело. Но подыскать такие основания даже для самых обыденных вещей Рокантен не может. Отсюда его удивление, например, перед пивной кружкой. Антуан записывает в дневнике: «я избегаю смотреть на эту пивную кружку». Почему? Потому что хочет, чтобы она «стала необходимой», то есть, чтобы у нее нашлись основания. Рокантен совсем не хочет испытывать приступы Тошноты, он стремится вернуться к держащемуся основаниями миру и иногда это у него получается. Тогда он чувствует, как образует с миром «некое единство, неподвижное и законченное». В этом единстве Рокантен находит счастье. Тошнота же его пугает, он испытывает страх, который вынудил человека подчиниться разуму.
Мгновений счастья у Антуана становится тем меньше, чем больше усиливается Тошнота, переходящая от удивления перед миром к отчаянию. Переход этот ознаменован тем, что удивленный человек продолжает искать основания, и отчаивается, убедившись в том, что отыскать их нельзя. В отчаянии Рокантен понимает, что «случиться может все что угодно, все что угодно может произойти», видит «зыбкие предметы, которые в любую минуту могли рухнуть». Находясь в библиотечном зале, Антуан понимает, что если раньше печка, зеленые лампы, большие окна и лестница ставили «рамки будущему», являясь основанием этого будущего, то «сегодня они не очерчивали ничего», не были такими основаниями, будущее от них не зависело, потому что не только оснований нет, но они и не нужны.