Западня - стр. 2
Лютые холода и натиск врага вынуждают французскую армию постоянно отступать. Вести о том, что пруссаки бомбардировали Париж и разрушили его любимый домик в Отейле, деморализовали неунывающего Понсона. Прибыв в Бордо, где произошла вспышка ветряной оспы, писатель скоропостижно скончался 20 января 1871 года. Ему было всего 42 года. Сага о Рокамболе, обрываясь на самом интересном месте, так и осталась незавершенной, а ее герой, как и его создатель, стали достоянием вечности.
В. Матющенко
«Оружейник из Милана» (L’Armurier de Milan, 1856)
«Молодость Генриха IV» (La Jeunesse du roi Henri, 1859–1869)
«Великосветские воры» (Les Voleurs du grand monde, 1869–1870)
«Похождения Рокамболя» (Les Exploits de Rocambole, 1857–1870)
Серия «Волчица из Шато-Тромпет» (édité 1871):
1. «Волчица из Шато-Тромпет» (La Juive du Château-Trompette)
2. «Дуэлянты» (Les Duellistes des Allées d’Amour)
3. «Западня» (Le Piège)
Часть первая. Руины с привидениями
I
В конце января 1827 года, через восемнадцать месяцев после описанных нами событий[1], в Бордо был самый разгар карнавала.
Карнавал! Это слово, ныне вызывающее у нас довольно спокойные ассоциации, тогда воплощало в себе подлинную магию.
В те времена умели от всей души развлекаться, хохотать и танцевать.
Сегодня на смену этому пришли скучные ужины, на которых и смеются, и едят, едва раскрывая рот.
Одна из особенностей былых карнавалов заключалась в том, что начиная с праздника Богоявления маски постоянно встречались на улице, и вполне уместным считалось переодеваться и рядиться, чтобы повеселиться на площади перед Интендантством, даже когда никакого маскарада там не было и в помине.
Но день, когда мы возвращаемся к нашему повествованию, выпадал как раз на воскресенье, и в театре давали большой бал.
Сегодня в Бордо популярностью пользуется лишь один бал – тот, который устраивают в четверг перед Великим постом.
И до сих пор во время его проведения среди полусотни черных фраков и пальто нет-нет да и мелькнет домино или костюм Пьеро[2].
В 1827 году маскарады блистали во всей своей красе. Чтобы отправиться на костюмированный бал, где собирался весь высший свет, никто не боялся надеть на себя костюм другой исторической эпохи.
И не было ничего прекраснее чудесной витой лестницы, которая вела к первым и вторым галереям.
Почти на каждом ее пролете дамы и господа в элегантных масках обменивались фразами пусть не всегда умными, зато неизменно уместными, изысканными и отличавшимися хорошим вкусом.
До того лая, да простят нам это ужасное слово, которым в наши дни сопровождаются любые встречи на костюмированном балу, было еще далеко.