Западно-Восточный экран. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12–14 апреля 2017 года
1
Абикеева Г. Динамика женских образов в кино Центральной Азии // Вестник ВГИК. 2010. № 6. С. 39.
2
Здесь автор цитируемого фрагмента совершает ошибку в инициалах и вместо буквы «А» перед фамилией Зархи использует «Н». По всей видимости, здесь имеет место аберрация, связанная с близостью упоминания фильма «Мать» (В. Пудовкин, 1926), снятого по сценарию Н. Зархи.
3
Режиссура туркменского художественного кино (страницы истории и современность). Отв. ред. И. Репин. Ашхабад: Ылым, 1985. С. 17.
4
Слезкин Ю. СССР как коммунальная квартира, или Каким образом социалистическое государство поощряло этническую обособленность // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М. Дэвид-Фокс. Самара: Самарский университет, 2001. С. 335.
5
Американский историк Г. Масселл в книге, посвященной гендерной политике советской власти в Центральной Азии в 20-е годы, даже предложил специальный термин «суррогатный пролетариат», который как нельзя лучше демонстрирует восприятие властью восточных женщин как единой социальной категории. См.: Massell G.J. The Surrogate Proletariat. Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919–1929. Princeton, 1974.
6
Три песни о Ленине / сост. Е. Вертова-Свилова, В. Фуртичев. М.: Искусство, 1972. С. 115–116.
7
Нортроп Д. Национализация отсталости: пол, империя и узбекская идентичность // Государство наций. Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина / Под ред. Р.Г. Суни, Т. Мартина. М.: РОССПЭН, 2011. С. 235.
8
Абикеева Г. Указ. соч.
9
Юренев Р. Предисловие // Смирнова М. Киносценарии. М: Госкиноиздат, 1952. С. 4.
10
Еще стоит отметить, что с этого фильма и азербайджанских картин «Севиль» (А. Бек-Назаров, 1929), «Алмас» (А.-Р. Кулиев, Г. Брагинский, 1936) и «Исмет» (М. Микайлов, 1934) берет начало традиция выносить в заглавие фильма о раскрепощении восточной женщины имя героини, которая будет неукоснительно соблюдаться в дальнейшем. Имя Айна, кстати, окажется особенно востребованным. В 1940-м году будет запущен в производство, но так и не закончен одноименный фильм на азербайджанской студии, а в «оттепель» выйдет новая «Айна» (А. Карлиев, 1960) в Туркмении. Айной окажется и главная героиня фильма «Цена жизни» (Н. Тихонов, 1940), снятого тем же режиссером, что и фильм 1931 года.
11
Смирнова В. Национальная гендерная политика в СССР в конце 1920-х гг. (по материалам серии брошюр «Труженица Востока») // Конструируя «советское»? Политическое сознание, повседневные практики, новые идентичности: материалы девятой международной конференции студентов и аспирантов (16–18 апреля 2016 года, Санкт-Петербург). СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. С. 178.
12
Шабанов А. Методразработка к фильму «Ее право». М.: Издательство управления кинофикации СССР, 1932. С. 3–4.
13
Шабанов А. Методразработка к фильму «Ее право». С. 2.
14
Рошаль Л. Вертов и Сталин // Искусство кино. 1994. № 1. С. 108–109.
15
Булгакова О. Советский слухоглаз: Кино и его органы чувств. М: НЛО, 2010. С. 175.
16
Добренко Е. Найдено в переводе: рождение советской многонациональной литературы из смерти автора // Неприкосновенный запас. 2011. № 4 (78). С. 238.
17
Булгакова О. Указ. соч. С. 178.
18
Щербенок А. «Взгляни на Ленина, и печаль твоя разойдется, как вода»: эстетика травмы у Дзиги Вертова // Травма: пункты / Под ред. С. Ушакина и Е. Трубиной. М.: НЛО, 2009. С. 719–720.
19
Богданов К. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. М: НЛО, 2009. С. 190.
20
Вертов Д. О любви к живому человеку // Искусство кино. – 1958. – № 6. С. 99.
21
Можно заметить и отсутствие киргизского фильма, но в этой республике производство игрового кино начнется только в середине 1950-х, причем тоже с фильма о раскрепощенной девушке – «Салтанат» (В. Пронин, 1955).
22
Плампер Я. Грузин Коба или «отец народов»? Культ Сталина сквозь призму этничности // Неприкосновенный запас. – 2011. – № 4 (78). С. 273–274.
23
Иванов-Барков Е. Киноискусство советской Туркмении // 30 лет советской кинематографии / Под. ред. Д. Еремина. М.: Госкиноиздат. С. 52.
24
Показателен фрагмент песни туркменского бакши из сценической версии сценария «Дурсун», написанной поэтом М. Светловым:
(РГАЛИ. Ф. 656. On. 5. Ед. хр. 5149. Л. 58.)
25
Бранденбергер Д. Кризис сталинского агитпропа. Пропаганда, политпросвещение и террор в СССР, 1927–1941. М.: РОССПЭН, 2017. С. 101.
26
Традиционный туркменский головной убор – высокая шапка из овечьей шкуры.
27
РГАЛИ. Ф. 2450. Оп. 2 Ед. хр. 587. Л. 48–49.
28
Жежеленко Л. Указ. соч. С. 54.
29
Лахути А. Таджичка // Антология таджикской поэзии. С древних времен до наших дней / Под ред. И. Брагинского, М. Рахими, М. Турсун-заде и С. Улуг-заде. М.: ГИХЛ, 1951. С. 544.
30
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 16. Л. 66.
31
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 17. Л. 131.
32
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 16. Л. 81.
33
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 18. Л. 5.
34
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 361. С. 24.
35
РГАЛИ. Ф. 2970 Оп. 1 Ед. хр. 42 С. 4.
36
РГАЛИ. Ф. 2450 Оп. 2 Ед. хр. 1319 С. 81.
37
Warner М. Stranger Magic. Charmed States and the Arabian Nights. London: Chatto & Windus, 2011. P. 356.
38
Ibidem. P. 360.
39
Айснер Л. Демонический экран. М., Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2010. С. 50.
40
Солсбери М. Тим Бертон. Интервью. СПб, Азбука-классика, 2008. С. 35.
41
Кракауэр 3. От Калигари до Гитлера. М., Искусство, 1977. По тексту.
42
Ричи Д. Одзу: фрагмент из книги. // Сеанс. 18 апреля 2014.
43
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М., 2004. С. 205–206.
44
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М., 2004. С. 206.
45
См. Туровская М. 7½ или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991. С. 101.
46
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М., 2004. С. 207.
47
Там же. С.207.
48
Туровская М. 7½ или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991. С. 100.
49
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. С. 147.
50
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. С. 145.
51
Руми Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад. Стихи. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1028100/Rumi_-_Stihi.html.
52
Диалог о жестокости и нежности, любви и смерти, кинематографе и поэзии. Беседа В. Херцога и М. Махмальбафа. URL: http://alevtina-d. livejournal.com/43598.html.
53
Sciolino Е. Persian Mirrors. The Elusive Face of Iran. New York: Touchstone Books, 2000. P. 168.
54
Cheshire G. How to read Kiarostami//CINEASTE. vol. 25. No. 4. October, 2000. P. 8–15.
55
Другое кино. Смотрим, Пишем. Обсуждаем. URL: http://drugoe-kino.livejournal.com/3205037.html
56
Легко ли снять фильм о пророке Мухаммеде. URL: https:// www islamnews.ru/news-488630.html
57
Там же.
58
Cheshire, G. How to read Kiarostami//CINEASTE. vol. 25. No. 4. October, 2000. P. 11.
59
The Modernist World. UK: Routledge, 2015. P. 447–449.
60
Жители Куфы позвали Хуссейна помочь избавиться от «неправедного халифа», но в итоге сами же предали его и обрекли на медленную мучительную смерть, заставив сначала увидеть, как убивают его близких.
61
Веселовский А. Историческая поэтика. Л., 1940; Жирмунский В. Народный героический эпос. М.-Л., Гослитиздат, 1962.
62
Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М., ФАИР-ПРЕСС, 2006. По тексту.
63
Тазия (араб.) – соболезнование.
64
>6АБарт Р. Мифологии. URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/ bart/2/j0.html
65
Фирдоуси. Шахнаме. Литературные памятники. Издательство Академии наук СССР. 1957. Т.1. С. 15.
66
Ермилов Н.Е. Кинематограф. Его история, устройство и тайны [Раздел VI. Кино-трюки]. Л., Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего издательства «ПРИБОЙ», 1925. С. 102–120.
67
Тальбот Ф.А. Кино-трюки. – Л., ACADEMIA, 1926. 63 с.
68
Израилевич Л. Как делаются кино-трюки. Л., Изд-во «Красной газеты». Популярная библиотека журнала «Наука и техника». Вып. 8, 1927. 48 с.
69
Кауфман Н.О. Вильям Десмонд и трюковая фильма: [Очерк-характеристика]. 2-е изд. М., Теа-кино-печать, 1928. 15 с.
70
Зебер Г. Техника кино-трюка. М., ТЕА-КИНО-ПЕЧАТЬ, 1929. 214 с.
71
Птушко А.Л., Ренков Н.С. Комбинированные и трюковые киносъемки. – М., Госкиноиздат, 1941. 261 с.
72
Каунтер Д. Как снимают кинотрюки / Пер. с англ. и коммент. И.Н.Воскресенской. – М., Искусство, 1972. 168 с.
73
Карин А.А. Господа каскадеры. Дубль первый: Страна Трюкания / А. Карин. М., АОЗТ, 1995. 126 с.
74
Сысоев Н.П. Настольная книга каскадера. М., Мифрил, 1998. 322 с.
75
Ващилин Н.Н. Мы умирали по воле режиссеров. СПб, Издательство «Перо», 2015. 368 с.
76
Птушко А.Л. Чудеса кино. Наши достижения в области трюковых и комбинированных кино-съемок: стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории О-ва в Москве / Всесоюзное об-во по распр. политических и научных знаний. М., Правда, 1949. 24 с.
77
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., ACT, 2011. 318 с.
78
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., ACT, 2006. 576 с.
79
Вирилъо П. Машина зрения. СПб, Наука, 2004. С. 106.
80
Вейдле В.В. Умирание искусства. М., Республика, 2001. 447 с.
81
Коваль О А. Искания метафизики, или Vita mortalis в лабиринтах mors vitalis. СПб, РХГА, 2017. 208 с.
82
Геодокян В Л Эволюция асимметрии, сексуальности и культуры // «Информационное мировоззрение и эстетика», труды международного научного симпозиума, Таганрог, 1998. С. 116–143.
83
Ущелье возле озера Танганьика в Танзании, где в 1960 году найдены останки приматов возрастом 1,7 млн. лет. – Примеч. составителя.
84
Санжиев Б.М. Китайское иероглифическое письмо и асимметрия функций мозга.// Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция (ин-т востоковедения; отв. ред. Н.П. Свистунов). – М., Воет, лит., 2002.