Заметки о сценарном мастерстве. Часть 2 - стр. 3
Сейчас главной ценностью является авторство. И поэтому именно авторство атакуется в первую очередь. Совсем недавно возникло понятие символического авторства – правообладание. Обратите внимание на последние российские антипиратские законы. Там есть хоть полслова о защите автора? Неа. Там все о защите правообладателя. Как будто правообладатель нуждается в какой-то защите. Он кого защищаются правообладатели? От пиратов? Опять же неа. От авторов. Потому что у авторов – Сила и Слава. У авторов неисчерпаемый ресурс – их авторство.
***
У нас есть один, скажем так, шапочный знакомый. Внешность у него самая заурядная, даже ботанская, разве что без очков. Волосики жидкие, залысины, бороденка, рубашонка, штанишки. Голос сильный, но неприятный. В толпе встретишь – не за что зацепиться взглядом. И вот однажды я увидел его младшего брата. Идеальная, волосок к волоску, прическа. Фигурно выстриженная бородка. Гладкое лицо. Стильная одежда. Короче, на первый взгляд – улучшенный вариант, с учетом ошибок, допущенных при изготовлении предыдущего экземпляра. И при этом производит впечатление карикатуры. Пародии. Увидел как-то их вместе и долго не мог понять, в чем дело. Потом понял – в глазах. У первого они горят. У второго они вставлены в нужных местах.
***
На самом деле я совсем не люблю детектив. Детектив – холодный жанр. Интеллектуальный. Сыщик в детективе никогда ничем не рискует, разве что опоздать к ужину. Люблю триллер, в котором игра всегда идет на равных. Если детектив – это интеллект, триллер – это всегда эмоции. А эмоции всегда при прочих равных будут бить интеллект. Лучшие детективы за последние сто лет были триллерами, которые маскировались под детективы. Именно поэтому Шерлок бьет Пуаро, а Филипп Марлоу бьет Мегрэ. Именно поэтому не взлетела отменно сделанная детективная серия Джоан Роулинг, и именно поэтому взлетели Ларсон и Несбе.
***
Кстати, вот забавная штука. Русская литература 19-го века была весьма национально-ориентированной, считала мужика образцом «изначального человека», не испорченного цивилизацией, и очень любила родную природу.
Так вот.
Это все заемное.
Интерес к национальной культуре ввели в моду романтики.
Изначальный, неиспорченный человек – это идея Руссо.
А любовь к красоте русской природы наши пииты Тютчев и Фет впитали вместе с пылью со страниц немецких натурфилософских трудов.
Патриотизм – и тот заемный:)
Кстати, реалистичная манера Шишкина – это тоже германская тема и даже бывали истории, когда картины немецких художников продавали под видом Шишкина.
***