Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 122

С утратой собственной государственности арабо-мусульманская общность претерпевает дальнейшую ментальную трансформацию: увлечение науками уходит в прошлое, значительно возрастает роль аскетического и мистического (иррационального) направления в исламе, известного как суфизм.

Суфийские братства (тарикаты) широко распространяются на всем пространстве бывшего Арабского халифата; в Османской империи они часто пользуются широкой поддержкой султанов и устанавливают тесные связи с армейской средой (бекташи); в Азербайджане шейхи ордена сефевие перешли из суннизма в шиизм и впоследствии один из их представителей основал в Персии новую царскую династию.

Основатель движения за возрождение ислама – Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был учеником суфиев из Медины. С его именем связано проникновение в ислам рационального начала в специфически восточном духе – этико-этатистского характера. Призывая вернуться к жизни сподвижников пророка Мухаммада (салафия), он вместе с тем использует идею единобожия для возрождения арабо-мусульманской государственности под эгидой эмира ибн Сауда.

Так, на смену религиозности аскетического типа в сознание арабов приходит восточный рационализм, которому, однако, так и не позволили преобразиться в религиозный экспансионизм, завершив, тем самым, ментальный цикл тем, с чего всё началось. После краха первого саудовского государства у его преемников уже не оказалось ресурсов для повторения ранее достигнутого успеха: Риядский эмират был уничтожен рашидидами; в XX веке европейские колонизаторы, а потом борющиеся между собой сверхдержавы эпохи «холодной войны» сделали невозможным полноценное объединение арабо-мусульманского мира.

В итоге нереализованное стремление мусульман из разных стран к религиозной экспансии находит выражение в деятельности таких признанных, в том числе в России, террористическими организациях, как «Братья-мусульмане», «аль-Каида» или ИГИЛ, ставящих целью возрождение всемирной исламской империи – Арабского халифата.


.3 

Запад (германо-римская цивилизация)

История Рима ведет свое начало с племени латинов, которые на рубеже II-I тыс. до н.э. поселились на Аппенинах – в равнинной местности, названной Лациум, и образовали оборонительный союз во главе с правителем Альба-Лонга. Помимо этого города, латины основали ряд других поселений (колоний), одним из которых был Рим (Roma), построенный на берегу реки Тибр.

По традиции датой основания Рима считается 753 год до н.э., что связано с мифом о братьях Ромуле и Реме – сыновьях весталки Реи Сильвии, рожденных ею от бога Марса. Вся ранняя история Рима носит легендарный характер, однако в мифе об основании города есть некоторые моменты, которые заслуживают внимания. Как, например, божественное происхождение родоначальника римского народа, что само по себе, конечно, не является чем-то уникальным (в разных цивилизациях можно встретить что-то подобное относительно божественности правителей или племени в целом), но здесь важно отметить следующее.

Страница 122