Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 124

, воплощающего в себе идею государства как такового.

В Древнем Риме, вплоть до I века до н.э., тоже не было такого лидера…

***

История Рима распадается на ряд периодов. В так наз. «царский» период племенные вожди (рексы) устанавливают гегемонию Рима в Латинском союзе282.

Рим знал власть семи рексов, и только один из них – сабинянин Нума Помпилий, избранный после смерти Ромула, – не вел войн. Нума Помпилий был не только миротворцем, он, как считается, заложил основы римской религии, построив ряд культовых мест, в том числе храмы Януса и Весты, а также алтарь Марса за городской чертой Рима (на Марсовом поле). Традиция приписывает ему учреждение жреческих коллегий, в том числе введение должности великого понтифика и фециалов (жрецы, которые вели переговоры о мире и освящали начало военных действий). Янус, которому построил храм Нума Помпилий, первоначально был богом неба, однако в это время ему на смену приходит Юпитер и появляется первая «капитолийская триада» главных богов – своего рода «Троица» Древнего Рима в составе Бога-Отца (Юпитер), его сына – Марса и внука – Квирина (Ромул)283.

Религия древних римлян, конечно, не была монотеизмом и носила сугубо практический характер. Позднее Цицерон в трактате «О природе богов» писал, что религия суть поклонение богам, иначе говоря, сводил ее к внешней обрядовой стороне.

Религия – это культ (в понимании римлян), но обряды (молитвы и жертвоприношения) имели целью умилостивление одушевленных сил природы, то есть призывание помощи богов в делах мирской жизни (рождение детей, ниспослание обильного урожая, победа в бою и т.д.). У древних римлян не было понимания религии как учения, в том числе вполне определенного ожидания относительно загробной жизни (жизни вечной). Как не было у них и священного писания, за исключением книг предсказаний (сивиллины книги), а также мифов, передаваемых из уст в уста и имеющих самые разные версии284.

Однако, хотя римляне видели в религии только культ, религиозная ментальность у них всё же сложилась. И именно это мировоззрение оказало весьма существенное влияние на их жизнь, заложив духовную основу экспансии, которая начинается еще в царский период, а достигает апогея в эпоху Республики.

Смысл жизни римские мужчины видели в войне, что приобретает священный характер, становясь важнейшей частью «идеи Рима», то есть государственной идеологии, в духе которой воспитывались римляне. Всякий раз, как объявлялась война, рекс, консул или принцепс отпирал ключом тяжелые дубовые двери храма Януса. В продолжение войны ворота оставались открытыми, а, когда заключался мир, храм вновь запирался на ключ.

Страница 124