Загадочное Таро Уэйта. Глубинный смысл каждой карты - стр. 11
Более-менее достоверно проследить историю Таро можно с XV века. В 1491 году в Венеции была напечатана на бумаге, выгравирована и украшена золотом старейшая полная колода Таро из 78 карт. Это действительно шедевр мирового значения, который создал Людовико Лиццарелли из Сан-Северино Марке[1]. Колода принадлежала семье Сола Буска (Sola Busca), по имени семьи она и носит свое название. Позднее карты были приобретены итальянским Министерством культуры за €800 000 и теперь хранятся в собрании Музеев Бреры (Pinacoteca di Brera) в Милане [207].
Чуть меньше чем за полвека до этого, в 1441 году, состоялась свадьба Франческо Сфорца (в будущем четвертого герцога Миланского) и Бьянки Марии Висконти. В качестве подарка на их помолвку придворным художником Бонифацио Бембо были выполнены на заказ подарочные карты Тарокки. Они и считаются самой древней колодой Таро. Колод Сфорца-Висконти сохранилось несколько, но все не полностью. В наиболее полном составе не хватает четырех карт: Дьявола, Башни, Рыцаря монет и Тройки Мечей [60].
Отсутствие более ранних карт не говорит о том, что Старшие арканы появились в XV веке, однако вполне справедливо считать, что именно в это время на итальянской земле Таро превратилось в истинное искусство и стало предметом богатых коллекций. Именно здесь Таро обзавелось собственным музеем: недалеко от Болоньи располагается Музей Таро (Museo dei Tarocchi), посвященный самым разным колодам не только итальянского происхождения, но и со всего мира, включая уникальные африканские колоды. В Милане есть ателье Il Meneghello, принадлежащее Освальдо Менегацци, самому знаменитому и уважаемому современному художнику Италии и автору карт Таро [209].
Но когда же шедевры изобразительного искусства становятся еще и системой обучения? Примерно в то же время, между 1420 и 1450 годами, неизвестными итальянскими мастерами создаются гравюры на меди, которые не имеют ничего общего с играми. Они создавались в образовательных целях для знатных детей. Эти гравюры стали называть Тарокки Мантеньи (tarocchi di Mantegna), по имени предполагаемого автора, теперь довольно спорного. Они представляли собой гуманистическую модель космоса эпохи Возрождения, отражали сферы деятельности человека, представления об античной мифологии, идеологию и социальную структуру своего времени. Гравюры не были Таро в прямом смысле этого слова и состояли из пятидесяти изображений, разбитых на пять декад [203]:
1. Архетипическое социальное состояние человечества.
2. Девять Муз и Аполлон.
3. Свободные искусства.