Размер шрифта
-
+

Зачем мне креститься? - стр. 7

Однако рассказать об этом все равно нужно, главным образом для того, чтобы напомнить один очень важный факт, о котором подчас забывают даже те, кто «годится для Православия» почти по всем приведенным выше пунктам. Факт таков: Православие – это образ жизни. Не какие-то отдельные учения и догматы, богослужения и молитвы, нравственные нормы и добрые обычаи (хотя и они, несомненно, важны), но вся жизнь целиком.

Почему это так важно для нас? Потому что жизнь богаче рассуждений и сведений о жизни, какими бы авторитетными и вдохновляющими они ни были. Потому что рассуждений и сведений может быть много разных (как мы только что видели), а жизнь у каждого из нас одна, и время течет в одну сторону, – пока течет…

Дальше уже начинаются богословие и философия, а нам с вами сегодня немного не до них.

НА ВОЙНЕ С ГРЕХОМ

– Кто имеет право называть себя православным христианином?

– У нас нет и не может быть никакого «права» на имя христианина. У нас есть Христос – наш Бог, Создатель и Спаситель, Который принял крестную смерть ради жизни каждого из нас и Которого мы призываем в надежде, что, несмотря на все наши грехи, недостатки и слабости, мы окажемся достойны Его святого имени. Эта надежда мобилизует нашу волю к борьбе: назвать себя христианином – значит пойти добровольцем на войну с грехом и злом в своей душе.

Иногда, однако, приходится примеривать это имя к ближним. Скажем, приходит в церковь человек и просит помолиться о его умерших родных, и мы спрашиваем его, были ли они православными. Здесь требуется трезвый взгляд: в самом деле, можно ли утверждать, что кто-либо не был христианином, если Сам Христос принял разбойника, висевшего на кресте рядом с Ним, в райские обители? Поэтому в таком случае мы следуем самому широкому правилу: считаем православным всякого, кто был крещен в Православной Церкви и сам не лишил себя жизни.

Но на вопрос-то мы не ответили! Все-таки, что значит быть православным? Согласимся, что Православие – это особенный образ жизни, у которого много свойств и качеств, понятных и не очень, привычных и не совсем… Но есть ли среди них какое-то главное свойство, так что, опершись на него, можно если не объявить себя православным, то хотя бы определить: «Да, я на верном пути» или «Нет, я уклонился в сторону»? Странно было бы, если бы такого главного свойства не нашлось!

Свойство этот лежит на видном месте (но, бывает, к сожалению, люди не замечают его!)

Оно открывается в самом названии нашей веры, в христианстве, – то есть в имени Христа.

Вера наша прежде всего не во

Страница 7