Зачем человеку думать. На берегу мыслепотока - стр. 9
Мыслеприимство – это радушная готовность к появлению мыслей, стремление к их улавливанию, к увязыванию их друг с другом.
Это готовность и к приходу мысли, отвечающей на поставленный вопрос, и к неожиданной мысли, возникшей неизвестным образом.
Это обдумывание того, что для тебя наиболее значительно. Но вместе тем – сосредоточенное внимание к новому. И даже к совершенно новому.
*** Видеть мир по-своему
Снова и снова: зачем человеку думать?
– Чтобы самому заботиться о своём мировоззрении.
Здесь важно то, что при отсутствии собственной заботы о мировоззрении, каким-нибудь оно у тебя всё равно сформируется. Мастеров-помощников предостаточно. Но не придётся ли со временем жалеть о том, что кто-то постарался за тебя?
Идеологические, религиозные, философские учения… Каждое из них предлагает свой инструментарий восприятия мира, свои кладовые индивидуального человеческого опыта, свои свидетельства о том, что им представляется бесспорным.
Но выбирать из них наиболее подходящее – тебе самому. Примерять выбранное к своему опыту – тебе самому. Сохранять личные ценности среди общих – тебе самому.
И отстаивать своё виденье – тоже.
Фотографии мыслепотока
В книге Джулии Кэмерон «Путь художника», посвящённой развитию творческих способностей, описано упражнение, названное «Утренние страницы».
Суть его в том, чтобы утром, в обязательном порядке, исписать определённое количество страниц – всем, что приходит в голову, содержание не имеет значения. Но постепенно писать пустые фразы становится скучно, и среди написанного всё чаще появляются интересные фрагменты.
Это упражнение должно как бы ежедневно фотографировать мыслепоток (поначалу захлёстываемый пёстрым потоком сознания). Такие страницы-фотографии побуждают человека вглядываться в принесённое потоком, чтобы всё лучше ощущать его и свою самоценность, свой и его потенциал.
Поток мышления в потоке сознания
Чтобы отличать поток мышления от общего потока сознания, в который он входит, нужны некоторые навыки.
Во-первых, уверенность в осмысленности мира. Иначе что же стараться, например, отличать мысли от переживаний или от впечатлений.
Во-вторых, стремление искать смыслы явлений, попадающих в луч твоего внимания. Тогда привыкаешь отделять смысл каждого явления (вернее, очередную ступеньку углубляющейся лестницы смыслов) от него самого, а также от ощущений, впечатлений и переживаний, связанных с этим явлением. Тут-то и обнаруживается отличие потока мыслей, содержащих в себе некие смыслы, от остального потока сознания, охватывающего и всё прочее.
А в-третьих – дорожить этим мыслепотоком. Ведь через него получаешь смысловые ключи ко всем остальным реалиям сознания.