Южная Осетия. Прогулки рука об руку - стр. 7
Однако если углубиться в расположенный рядом Еврейский квартал, некогда наравне с Осетинской слободкой, Армянской и Грузинской улицами образующий костяк Старого Цхинвала, пытаясь разобраться в хитросплетении узких улочек да уворачиваясь от встречи с местными собаками, возникающими перед вашим носом в самый неподходящий момент, то можно выйти к синагоге. Ее возвели в 1967 году (на месте сгоревшего в 1926 году деревянного молельного дома) в форме двухэтажного четырехугольного здания с плоской крышей, больше напоминающего заводской цех, огромный гараж с раздвижными воротами и узорчатой решеткой на осетинский манер или даже спортивный зал школы, особенно своими прорезанными на всю высоту боковых стен массивными окнами.
Там же, метрах в двухстах, но уже на улице Тельмана, притаился еще один древний памятник. Это церковь Святого Георгия Кавтинского, возведенная в период с IX по XI век в форме огромной клети из булыжника с применением тесаных камней винного цвета по углам. Ее единственной особенностью, помимо притягивающих внимание стен, являются парные арки окон со стороны улицы, разделенные столбцом-перемычкой с высеченным на нем крестом. В советское время храм использовался в качестве склада, а ныне восстанавливается.
Стоит также отметить, что на задворках Национального банка Южной Осетии, чьи сотрудники приходят на работу на полчаса позже его открытия, но уходят домой точно по расписанию, находятся неприметные, окруженные синей оградой, развалины колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы, разрушенного в 60-х годах прошлого столетия. Ни имен, ни дат, ни истории, лишь характерные для культового сооружения формы с ложными барельефными арками да едва различимый, выложенный кирпичом, крест. Теперь тут, говорят, молельня, но что да как – не знаем, тем более что этот объект мы отыскали с Надеждой совершенно случайно, причем вечером предпоследнего дня, когда у нас наконец-то выдалась возможность хоть немного пройтись вдвоем по улочкам города.