Южная Осетия. Прогулки рука об руку - стр. 5
Цхинвал
Целенаправленный осмотр достопримечательностей Цхинвала отдельным пунктом нашей программы не значился, разве что вечерняя прогулка по городу в первый день пребывания в Южной Осетии. Не более. Поэтому на следующий день, лишь только первые лучи солнца робко пробежали по наглухо зашторенным окнам, ища лазейки, ваш покорный слуга был уже на ногах. Надежда осталась в отеле досматривать сладкие сны, а мне предстоял марш-бросок по пустующим улицам в поисках заранее намеченных объектов, которые накануне, перед тем как сдаться на милость Морфея, мне удалось отыскать на карте Google. Все они располагались на удалении не более одного километра, если брать по прямой, но меня одолевали немалые сомнения с их поиском, учитывая большие проблемы со связью. А все потому, что в Южной Осетии таковые услуги предоставляет только Мегафон, другие операторы там бессильны. Та же песня с Интернетом, хотя Мегафон и заверяет о наличии такой возможности, но подключиться к мобильной всемирной паутине мне так и не удалось. Только через Wi-Fi, а он был лишь в отеле. Однако все обошлось, встроенный в телефон GPS-навигатор ловко «поймал» спутник, а дальше было делом техники.
История Цхинвала, некогда цветущего города-сада, расположенного на месте поселений бронзового века, довольно запутанная и опирается, на мой взгляд, лишь на две, весьма спорные по источникам происхождения, исторические вехи: основание Цхинвала в середине III века и его упоминание в качестве города в летописях конца XIV века. Что было до и между – кануло в Лету, хотя, быть может, эта информация, как и в случае с Джеры дзуар, попросту хранится в грузинских архивах, которые, к сожалению, недоступны. Так или иначе, но, апеллируя к директору НИИ им. З. Н. Ванеева Роберту Гаглойти, Цхинвал ранее называли «Чъреба»5 и находился он на левом, а не на правом берегу Большой Лиахвы, примерно в районе сегодняшнего кладбища, где на «опушке» холма Згудер, со стороны Горийского шоссе, приютились два древних храма.
Действующая Згудерская часовня, согласно другим источникам – церковь Святого Георгия, заложенная то ли в XI веке, то ли позднее, но не позже XVII века, издали похожа на лишенный изысков обычный дом под двухскатной крышей, хотя и имеет красочную роспись потолка и стен, присущую итальянским храмам, со сценами Страшного суда и ликом лукавого. К расположенной подле смотровой площадке с видом на Цхинвал выводит добротная лестница, она же беговая дорожка для любителей утренней зарядки, несмотря на то что стена алтарной части храма уже упирается в начало погоста. Но если на это не обращать внимания и углубиться метров на двадцать вперед, а потом взять правее, лавируя в безмолвной тиши между оградами могил да уклоняясь от поникших в скорбном поклоне веток деревьев, то метров через тридцать покажутся руины второго храма. Это церковь Вознесения, по другим данным – Квирацховельская, от которой остался лишь выложенный из мелких валунов, разделенных рядами плоских кирпичей толщиной в два пальца, каркас стен с узкими прорезями окон и едва различимым кирпичным орнаментом в форме креста.