Размер шрифта
-
+

Ювенальная юриспруденция. Том 2 - стр. 39

.

Высказывая приведённые взгляды на преступность, Галль ясно сознавал, что они еще не по плечу времени, и наперёд предусматривал те затруднения, которые им предстоит преодолеть. Френологическая доктрина Галля вначале имела большой успех и быстро распространилась во Франции, Англии, Швеции, Дании, Америке и других странах. Между тем неизбежные для уровня научного развития того времени промахи и ошибки в доктрине Галля подвергли жестоким ударам критики. В 1842 г. против неё выступил, между прочим, могучий противник, знаменитый физиолог Флуранс в своей работе «Исследование френологии». И всё же, несмотря на все ошибки доктрины, было слишком много верного, чтоб это верное могло бесследно погибнуть. Факты природы громко говорили за Галля.

Именно с развитием учения уголовно-антропологической школы, и непосредственно с трудами её основателя связано перенесение вопроса о преступности из области отвлечённых кабинетных теорий на почву опыта и наблюдения.

В 1868 г. появилось сочинение Проспера Депина «Естественная психология», со времени которого начинается непрерывающаяся уже научная разработка вопросов о человеческой преступности, её ближайших и отдалённых факторах и целесообразных средствах борьбы с ней. Депин рассказывает, что он был поражён постоянством особого душевного состояния, наблюдаемого у преступников, хладнокровно совершавших тяжкие преступления, – полным отсутствием нравственного осуждения своих поступков, раскаяния, угрызения совести. Заинтересовавшись этим, он принялся за ближайшее изучение явлений. Ему принадлежит заслуга обстоятельной разработки вопроса о влиянии особенностей инстинктивной стороны существа человека на его преступность и заслуга провозглашения сродства, но отнюдь не тождества этой последней с явлениями душевного расстройства, что новейшими работами подтверждается всё более и более.

В результате своих исследований Депин приходит к заключению, что человек представляет собой «животное высшей породы, состоящее из души и тела, животное, которое знания, им приобретенные, при посредстве нравственных и умственных способностей делают разумным и нравственно свободным»[65]. Дух человека обладает способностью двух родов – умственными и инстинктивными (или нравственными). При посредстве органов чувств он приходит к соприкосновению с внешним миром и познаёт его. При посредстве памяти он удерживает приобретённые познания, а вниманием и размышлением открывает соотношения и законы природы.

Сочинения Депина, его научные взгляды и идеи послужили толчком для исследования тюремного врача Томсона, который задался мыслью проверить при посредстве своего тюремного опыта выводы Проспера Депиниа по отношению к преступникам. В своих многолетних изысканиях ему удалось установить, что «в значительном числе случаев преступных посягательств преступность наследственна»

Страница 39