Размер шрифта
-
+

Ювенальная юриспруденция. Том 2 - стр. 38

Свои истоки школа уголовной антропологии черпает ещё в глубокой древности времён Платона и Аристотеля. Тем не менее, она зародилась лишь в XVIII веке в работах известного немецкого френолога Галля (1758–1828), которого по праву считают отцом уголовной антропологии. Ещё в юности, живя в своей многочисленной семье и среди своих многочисленных товарищей, он начал подмечать, что каждый человек имеет какую-либо свою резко выраженную психическую особенность, которая отличает его от всех прочих людей и определяет характер его отношения к ним. Тогда же он начал наблюдать и отмечать постоянные связи таких особенностей с физическими особенностями организма. Тем самым Галль обращается к мысли о теснейшей связи физического и психического начал человека. К тому времени эта идея была не нова, она лишь ожидала более прочное научное обоснование.

В конце XVIII в. эта мысль послужила основой для системы известного Лафатера (1741–1801), которую он определяет, как «науку искусства понимать своеобразную речь природы, написанную на лице человека и во всей его внешности», и «узнавать его внутреннее по его внешнему»[60]. Лафатер писал: «Красота и безобразие лица находятся в тесном соотношении с нравственной стороной человека… Всякая беспорядочность более или менее влияет на физическую сторону, портит, ослабляет и деградирует её. Напротив, нравственная энергия и деятельность предупреждают эту деградацию, располагают ко всему, что честно и прекрасно, и вследствие того порождают выражение красоты»[61].

Та же идея о теснейшей связи физического и психического была развита и в труде Кабаниса «О взаимном соотношении физической и психической природы человека».

Постепенно в своих научных изысканиях Галль приходит к созданию целостного учения – френологической доктрины[62]. В её основу была заложена мысль, что мозг, а правильнее, полушария большого мозга, есть орган всех психических явлений, но что в то же время он представляет собой не один нераздельный орган, а собрание органов, каждый из которых есть центр определённой способности души: «Особенности способностей души и ума врожденны и их проявления обусловливаются организацией»[63].

Галль и его ученик Шпурцгейм ясно сформулировали доктрину неудержимых влечений в применении к преступлению: «В человеке существует наклонность, которая от простого равнодушия при виде страданий животных и от простого удовольствия при виде их убийства доходит постепенными градациями до наиболее повелительного желания убивать. Чувствительность отвергает эту доктрину, но она есть не более как действительность… Человек будучи жертвой этой ужасной склонности, иногда ещё сохраняет способность победить её или дать ей невредное направление. Но власть побеждать её ослабляется в таком человеке пропорционально степени недостатков воспитания и меньшему развитию органов способностей высшего порядка»

Страница 38