Ювенальная юриспруденция. Том 1 - стр. 7
Такое понятие об отношениях души к телу есть естественное: оно истекает из постоянных опытов жизни, из самого ощущения нашего. Ведь тело было бы лишь мёртвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа.
Священное писание так изображает действия Творца при сотворении человека-мужа: Созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7).
Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Учёные так её и называют: виталистическая (жизненная) сила.
Согласно описаниям душа по своим размерам равна одной десятитысячной кончика волоса: «если разрезать кончик волоса на сто частей, а затем каждый из них разрезать еще на сто частей, то каждая такая часть будет иметь размер души».[18]
«Душа, – говорит Святой Иоанн Дамаскин, – есть существо живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное, разумом и умом одарённое, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающего ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от неё, но как чистейшую часть самого себя. Душа есть существо свободное, одарённое способностью хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле, как существо сотворённое».
«Так что же такое душа?
Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое.
Душа человека – это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, позывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Всё это составляет душу человека. Она бессмертна – бессмертна по благодати и предопределению Божию.
Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям».[19]
Действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносны и изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания.[20]
Имеет ли душа какой-либо вид? Преподобный Макарий отвечал: «Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку».
Святитель Игнатий Брянчининов пишет: «Мы утверждаем о душе нижеследующее. Она дух – подобно ангелам, имеет ум, духовное чувство, свободную волю, но, как тварь, ограничена и по существу своему и по свойствам своим; по причине этой ограниченности имеет и свою степень тонкости; имея известную степень тонкости, может содержаться, и содержится, в нашем грубом теле, может быть заключена в адской темнице, может быть подвержена адским мукам, огню неугасающему, червю неусыпающему, страшной и вечной тьме, может скрежетать зубами от невыносимого адского страдания, может, если будет допущена, переменять места, может быть помещена в раю, моет вкушать сладость и покой рая, как места сладости и покоя; она способна к высшему наслаждению, наслаждению внутреннему, являющемуся в сердце и распространяющемуся по всему человеку, сообщающемуся даже его телу, состоящему в общении с Богом, когда Бог соделает достойную душу по её назначению, Своею обителию; она, наконец, имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, т. е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены как и тело; душа облечена в тело, как в одежду. А члены её облечены в соответствующие члены тела»