Йога-сутры Патанджали. Путь познания, созерцания и свободы - стр. 2
Достижение способности управлять телом и умом.
Избавление от искаженного восприятия реальности.
Устранение причин страдания.
Обретение безмятежности, различающего знания, чистоты и счастья.
Восхождение к вершинам созерцания, различающего познания и понимания реальности.
Освобождение от отождествления с разнообразными содержаниями ума.
Осознание собственной природы.
В традиционных текстах даются следующие дефиниции йоги:
Йога – сохранение чувств в устойчивости. (Катха Упанишад, 2.3.11.).
Йога – это контроль деятельности ума. («Йога-сутры», 1.2.).
Йога – это искусность в деяниях. (Бхагавад-гита, 2.50).
Разрыв связи со страданием именуется йогой. (Бхагавад-гита, 6.23.).
Уравновешенность называется йогой. (Бхагавад-гита, 2.48.).
Йога – это средство восприятия реальности. (Брахма-сутра, ком. Шанкары к сутре 2.1.3).
Йога есть созерцание (самадхи). (Вьяса-йога-бхашья, 1.1.).
Йога – союза индивидуального «я» и высшего Я». (Йога Яджнавалкья, 1.44.).
Йога – это осуществление знания. (Махабхарата, 12.318.28.).
Классические комментарии к «Йога-сутрам»:
«Йога-бхашья» Вьясы (ок. 5 в. н. э.);
«Таттва-вайшаради» Вачаспати Мишры (9 в.);
«Раджа-мартанда» Бходжараджи (11 в.);
«Китаб-патанджал» аль-Бируни (11 в.);
«Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады (ок. 13—14 вв.);
«Сарва-даршана-самграха» Мадхавы (15 в.);
«Йога-сидханта-чандрика» Нараяны Тиртхи (15 в.);
«Мани-прабха» Рамананды Сарасвати (16 в.);
«Брихати-йога-бхашья»» Нагоджи Бхатты (16 в.);
«Лагхви-йога-бхашья» Нагоджи Бхатты (16 в.);
«Йога-варттика» Виджняны Бхикшу (16 в.);
«Йога-сара-самграха» Виджняны Бхикшу (16 в.) и другие.
«Йога-сутры» и когнитивная психология
В связи с развитием интереса к когнитивным междисциплинарным исследованиям3 и конвергентному подходу в науке актуализируется ценность таких текстов, как «Йога-сутры» и других подобных источников созерцательных традиций.
«Йога-сутры» Патанджали транслируют знания и опыт, полученные древними исследователями сознания с помощью интроспекции4, критически осмысленные через коллективную рефлексию и проверенные на практике в различных условиях и школах.
Патанджали конспективно описывает когнитивные процессы, структуры ума, уровни развития, бессознательные функции. Он затрагивает ту проблематику, которая является основополагающей для становления психологии и которая особенно исследуется в аналитической психологии К. Юнга, в психосинтезе Р. Ассаджиоли5, гуманистической психологии, в позитивной психологии М. Селигмана, трансперсональной психологии С. Грофа, интегральной психологии К. Уилбера.
Подходы, описанные Патанджали, во многом корреспондируются с подходами метакогнитивистики. Подобно праксису йоги метакогнитивистика, позиционируемая как «познание о познании», «мышление о мышлении», «осознание осознания»