Йога-нидра. Искусство целительного расслабления для здоровья, самопознания, повышения качества жизни и управления судьбой - стр. 31
Перестаньте искать во внешнем мире. Обернитесь и посмотрите в себя. Хватит бегать, пытаясь стать целостным: признайте, что вы есть и всегда были таковым. Вы никогда ничего не теряли. Все это была иллюзия. Отдохните, созерцая солнце, ведь оно всегда было с вами и помогало вам. Признайте, кто вы на самом деле и кем вы были всегда.
И чем больше вы будете отдыхать, тем меньше будете НУЖДАТЬСЯ в чем-либо еще, чтобы нормально себя чувствовать. Можете заниматься чем угодно просто потому, что вам так хочется, но необходимость чем-либо заниматься, потому что «так нужно», чтобы заполнить пустоту внутри себя, постепенно сойдет на нет. И тогда появится внутреннее пространство для того, чтобы сделать то, для чего вы пришли на эту землю, – быть естественным проявлением самого себя, а не проявлением того, чего вам якобы не хватало.
Мы часто занимаемся разными делами, чтобы наверстать «упущенное», но та же самая деятельность вполне может стать жизнеутверждающей. Она может стать выражением нашей целостности. Именно для выражения себя как целостности изначально предназначаются наши таланты и энергия, именно для этого вообще стоит осуществлять какую-либо деятельность.
Абхинивеша – последняя клеша, последний недуг сознания. Отождествив себя с телом и умом и решив, что к ним сводится все наше «Я», мы начинаем считать, что, когда тело умрет, мы умрем вместе с ним. Отсюда страх смерти. Фрейд утверждал, что все страхи происходят из страха смерти. Мне кажется вполне естественным тот факт, что тело обладает природным инстинктом самосохранения. Патанджали пишет в «Йога-сутрах», что абхинивеша присуща даже мудрым. Да, даже просветленный человек обладает естественным инстинктом выживания, а значит, и инстинктивным страхом смерти, своеобразной «программной прошивкой» физического тела.
Но помимо страха смерти абхинивеша означает, что мы впустую тратим энергию, вкладывая ее в образ самого себя – в искусственно созданное, рукотворное ощущение своего «я». Мы защищаем мысли, мнения, образ, убеждения, предпочтения и антипатии этой личности – искусственного «я» – так, будто являемся ею. Когда что-то угрожает каким-либо аспектам этого рукотворного «я», мы чувствуем себя так, будто это нам что-то угрожает, и порой защищаем свое мнение с той же неистовостью, с которой защищали бы свое физическое тело. Все, что мы защищаем и подкрепляем в качестве своего образа, выставляемого перед внешним миром, становится нами.
Например, когда критикуют нашу работу, мы чувствуем себя уязвленными и защищаем плоды нашей деятельности, потому что ощущаем их продолжением себя. То же самое можно сказать о мнениях. Сколько войн началось из-за того, что люди оказались готовы умереть, защищая свои убеждения! Так получается потому, что мы признали эти убеждения за часть