Языки страха. Женские и мужские стратегии поведения
1
Подробно о приеме кумуляции см.: Амроян И. Ф. Типология цепевидных структур. Тольятти, 2000.
2
Афанасьев Л. И. Народные русские сказки. Л., 1936. С. 110.
3
Подробнее о возрастных сценариях севернорусской крестьянской традиции см.: Адоньева С. Б., Бажкова Е. В. Функциональные различия в поведении и роли женщины на разных этапах ее жизни // Белозерье: Краеведческий альманах. Выи. 2. Вологда, 1998.
4
Смертность, возрастной состав и долговечность православного населения обоего пола в России за 1850–1891 гг. СПб., 1987. Цит. по: Энциклопедический словарь “Россия” / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. СПб., 1898. С. 90–91.
5
Битов А. Дежа вю // Звезда. 2003. № 5. С. 3–8.
6
Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. М., 1990. С. 386. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием тома и страниц.
7
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 98.
8
Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография. М., 2001. С. 564.
9
Набоков В. Лолита. – М., 1991. С. 206. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страниц.
10
Очевидной отсылкой к этой “маленькой трагедии” Пушкина служит у Набокова пересказанная Гумбертом с иронией реплика Лолиты о Куильти: “…он не был как я или она, а был гений” (283).
11
Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 2001. С. 357. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страниц.
12
Сочинении Екатерины II. М., 1990. С. 32.
13
Там же. С. 40.
14
Там же. С. 44.
15
Там же. С. 44–45.
16
Там же. С. 225.
17
Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999. С. 217.
18
Рюльер К.-К. История и анекдоты революции в России в 1762 г. // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989. С. 263.
19
Мыльников А. Петр III: Повествование в документах и версиях. М., 2002. С. 233.
20
Там же. С. 260.
21
Там же. С. 307.
22
Там же. С. 308.
23
Там же. С. 308.
24
Глинка С. Н. Записки // Золотой век Екатерины Великой: Воспоминания. М., 1996. С. 124.
25
Цит. по: Искюль С. Н. Год 1762. СПб., 2001. С. 184.
26
Екатерина II, имп. Антидот, или Разбор дурной, великолепно напечатанной книги под заглавием “Путешествие в Сибирь по приказанию короля в 1761 г., содержащее в себе нравы, обычаи русских и теперешнее состояние этой державы” // Осьмнадцатый век: Исторический сборник, издаваемый П. Бартеневым. Кн. 4. СПб., 1896. С. 285.
27
Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991. С. 188.
28
Вяземский П. А. Записные книжки // Русские мемуары: Избранные страницы. 1800–1825 гг. М., 1989. С. 527.
29
Подробнее об этом см.: Гончарова О. М. “Греческий текст” в русской культуре // Культура и текст. СПб.; Барнаул, 1997. С. 94–100; Зорин А. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой четверти XIX века. М., 2001.
30
Первый вариант очерка опубликован в кн.: Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. СПб., 2003.
31
Ряд этот продолжает популярная литература, эксплуатирующая гак называемые “восточные реалии” (пособия по фэн-шуй и т. н.).
32
Ср. отсылки к книге-первоисточнику (Библии) в традиционных мифологических рассказах о получении “знания”.
33
Перепечатки из сб. “Традиционная магия в записях конца XX века” (Сост. С. Б. Адоньева, О. В. Овчинникова. СПб., 1993); Горовая Т. Великорусские заклинания. М., 1998 (подборка из: Афанасьев А. Н. Народные заговоры. М., 1862; Бурцев А. Е. Обзор русского народного быта Северного края. СПб., 1902; Петухов А. В. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере и силу слова. Варшава, 1907; Ефименко Н. С. Сборник малороссийских заклинаний. М., 1874; Забылин М. Н. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1860; Майков Л. Н. Великорусские заклинания. СПб., 1869; Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1841).
34
Коммерческие сборники, к примеру, игнорируют группы “от испуга” и “дурного ветра” (группы, выделенные Г. Поповым). Ср.: “Судя по сообщениям наших сотрудников, крестьяне редко лечатся у знахарей от всех или от большинства болезней и гораздо чаще от известной группы их: истерии, эпилепсии, помешательств, импотенции, «волоса», детских, женских и разного рода затяжных болезней. Все это такие болезни, причиной которых, по понятиям мужика, являются порча, подшуг, сглаз (курсив наш. – С. Ж.) и которых быстро и скоро, как того надобно мужику, не в состоянии вылечить врач” (Попов Г. Знахарство // Русские заговоры / Сост., предисл. и примеч. Н. И. Савушкиной. М., 1993. С. 361).
35
Лонго Ю. Зашита от сглаза и порчи. М., 2002. (Это краткий курс по теории и истории заговора плюс 30 заговоров от сглаза); Как избавиться от порчи и сглаза / Автор-составитель В. Южин. М., 2001; Степанова Н. Заговоры от сглаза и порчи. М., 2002. (27 заголовков из 112 содержат слово “порча” и “сглаз”); Мешарова Е. Как противостоять сглазу и порче. СПб., 2003 (автор пытается ответить на вопросы, что такое сглаз и порча, как к ним относиться и как им противостоять).
36
В книге “Заговоры от сглаза и порчи” Н. Степанова так прямо и говорит, что овладеть целительским мастерством можно, лишь приобретя 12 се книг (хороший маркетинговый ход).
37
Лонго Ю. Защита от сглаза и порчи. С. 171.
38
Там же. С. 172.
39
Заговор от всякого сглаза – колдовского, завистливого, мертвого; Заговор-молитва от сглаза; Охранный заговор-молитва от всякого сглаза; заговор на вербену (от сглаза и хвори. – прим. С. Ж.)\ Заговор на зеленый чай (от глаза недоброго, от всякого недуга, от греховного соблазна. – прим. С. Ж.); Заговор на дереве и ноже (от взгляда черного, завистливого, ненавистного, жгучего. – прим. С. Ж.); Заговор от сглаза природным силам; Заговор от сглаза в бане; Заговор от сглаза на огне; Священные заговоры-молитвы от сглаза (8 текстов); Охранные заговоры от сглаза ребенка; заговоры на воду (от лиховицы; от всякого зла, от худого часа, от мужского, женского, детского глаза, от радостного и ненавистного, наговорного-переговорного. – прим. С. Ж.); Каждодневный заговор от сглаза пресвятой Богородицы; Заговор от сглаза каждодневный; Заговор на березовом венике в бане (от уроков и призоров. – прим. С. Ж.); Заговор от сглаза на яйце; заговор с ниткой (от переполохов. – прим. С. Ж.); Заговорная молитва от сглаза ребенка.
40
См., например: “Но чтобы передать [слова, знания], надо на водичку поделать, вместе встать и обкатиться обеим одной водой. И вот тебе слова будут действовать. А гак они не действуют. Или же можно сделать на водичку и попить обеим [эту воду]”. Зап. Арсенова Е., Жаворонок С. 16.7.1997 от Кучеровой И. Я. (Вологодская обл., Белозерский р-н, Шольский с/с) // Архив Пропповского центра при кафедре истории русской литературы СПбГУ (Белозерское собрание). Вполне возможно, что такое отношение к заговорам (текстам, предметам и действиям) – результат жанровой трансформации.
41
На протяжении практически всего XX в. научное издание заговоров подразумевало публикацию текстов с минимумом комментариев, что, в частности, было обусловлено исследовательскими установками и спецификой функционирования этого рода текстов.
42
Степанова Н. Заговоры от сглаза и порчи. С. 166–168.
43
О типах сюжетной связки (этическая, мифологическая, религиозная) как различительной характеристике современного устного рассказа см.: Веселова И. С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. Автореф. дисс… кандидата филологических наук. М., 2002.
44
“Еще в средние века был составлен список болезней, вызываемых сглазом. У взрослых это утренняя зевота, которая не проходит несколько часов, утомляемость, худоба, опухоли, паралич, судороги, меланхолия, слепота, особенно часто импотенция, бесноватость, прожорливость, а у детей беспричинный плач, бессонница, тошнота, головные боли, эпилептические припадки, чахотка” (Как избавиться от порчи и сглаза. С. 23. – предположительно, отсылка к Г. Попову. См. сноску 34). К порче как первопричине семейных конфликтов апеллируют информанты Шольского с/с (см. архивные материалы Пропповского центра при кафедре истории русской литературы СПбГУ; Белозерское собрание, 1996–1998 гг.); порча в качестве одной из причин семейных/соседских конфликтов рассматривается А. Н. Кушковой (Кушкова А. Н. Ссора в традиционной крестьянской культуре: структурно-типологический анализ (вторая половина XIX – начало XX вв.). Дисс… кандидата ист. наук. СПб., 2003).
45
Белова Е. Магическая зашита удачи и любви. СПб., 2003. С. 13.
46
Степанова Н. Заговоры от сглаза и порчи. С. 4.
47
Мешарова Е. Как противостоять сглазу и порче. С. 80.
48
Как избавиться от порчи и сглаза. С. 23.
49
Майорова Е. Как противостоять сглазу и порче. С. 48.
50
Там же. С. 49. Практически дословно воспроизведено в: Белова Е. Магическая зашита удачи и любви. С. 15.
51
Функция “врачей” как собирательного персонажа быличек менялась на протяжении XVIII–XX вв.: “врач – истинный целитель, в отличие от коллуна-шарлатана” “врач – источник болезни” – “ограниченный в своих познаниях врач – посредник между больным и знающим”.
52
Разумовская Е. Н. Современная заговорная традиция некоторых районов русского Северо-Запада (по полевым материалам 1973–1988 гг.) // Русский фольклор. Т. XXVII. Межэтнические фольклорные связи. СПб., 1993. С. 257.
53
Белова Е. Магическая защита удачи и любви. С. 16–19.
54
Мешарова Е. Как противостоять сглазу и порче. С. 45.
55
Там же. С. 49. Дословно воспроизведено в книге той же серии: Белова Е. Магическая защита удачи и любви. С. 15.
56
Мешарова Е. С. 40.
57
Там же. С. 80.
58
Там же.
59
Там же. С. 28–29.
60
Там же. С. 51.
61
Лонго Ю. Защита от сглаза и порчи. С. 187.
62
Это исключает из состава коммерческих сборников цикл рассказов о приходе виновника заболевания в дом пострадавшего.
63
Свекор и тесть персонажами современных мифологических рассказов не являются.
64
Степанова Н. Заговоры сибирской целительницы. Вып. 13. М., 2002. С. 163.
65
Степанова Н. Заговоры от сглаза и порчи. С. 161.
66
Там же. С. 43.
67
Ср.: “… женщины иногда являются большими адептками знахарства, чем мужчины. Это обстоятельство получает тем большее значение, что, веря в знахарей сами, женщины тащат к ним и своих детей” (Попов Г. Знахарство. С. 261).
68
Адоньева С. Б., Герасимова Н. М. Морфологические таблицы // Современная баллада и жестокий романс / Сост. С. Б. Адоньева, Н. М. Герасимова. СПб., 1996. С. 366–375; Китанина Т. А. Несколько слов о прапрапрабабушке // Традиционные модели в фольклоре, литературе и искусстве. СПб., 2002.
69
Лонго Ю. Зашита от сглаза и порчи; Степанова Н. Заговоры от сглаза и порчи; Мешарова Е. Как противостоять сглазу и порче.
70
К примеру, женщина становится единственным свидетелем убийства – родственники убийцы просят ее отказаться от показаний в суде – отказ – смертный приговор, т. е. волей случая свидетельница становится виновницей смерти другого человека, что навлекает на нее месть родственников казненного убийцы (жены, матери).
71
Мастер никогда не раскрывает все карты, какая-то информация (кусочек “знания”) все равно утаивается, как и в традиционной культуре.
72
Ср. со схемой традиционного мифологического рассказа о колдунах, бытующего в современной деревне: Жаворонок С. И. Рассказы о “знающих” и рассказы “знающих” (по материалам экспедиций в Зубовский сельсовет (Шола) Белозерского района Вологодской области) // По следам Е. Э. Линевой: Сборник научных статей. К 100-летию экспедиционных записей и Новгородской губepнии. Вологда, 2002. С. 293.
73
Как и в девичьем любовном рукописном рассказе. См.: Вариация одного сюжетного хода девичьего рукописного любовного рассказа. См.: Китанина Т. А. Несколько слов о прапрапрабабушке. С. 209.
74
Жаворонок С. И. Знающий: мифологический персонаж и социокультурный статус // Традиционные модели в фольклоре, литературе и искусстве. С. 274.
75
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000. С. 7.
76
Там же. С. 51.
77
Там же. С. 58.
78
Там же. С. 71.
79
Там же. С. 85.
80
Материалом для написания статьи послужили полевые записи, сделанные во время фольклорно-этнографической экспедиции в Усвятский район Псковской области в 2000 г.
81
Говоря о “реализации” страхов, мы попытаемся разобраться в способах “воплощения” детских страхов в действительность, так как именно это, на наш взгляд, и обеспечивает реальность детских страхов.
82
Наши полевые материалы в основном относятся к возрастному периоду от 2, 5 до 7–8 лет; тексты были записаны как от детей и подростков, так и от взрослых, рассказывавших о собственных детских страхах и страхах своих детей.
83
Фольклорно-этнографическая экспедиция; Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1960 г. р. (здесь и далее личный архив автора).
84
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1985 г. р.
85
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1954 г. р.
86
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1990 г. р.
87
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1962 г. р.
88
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1962 г. р.
89
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1960 г. р.
90
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1962 г. р.
91
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1927 г. р.
92
Псковская обл., Усвятский р-н, пос. Усвяты, жен., 1967 г. р.