Японская цивилизация
1
Сёгун – в японской истории так назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сегуна называлось бакуфу (слово бакуфу означает «палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца, ср. русское ставка).
2
См., например, «Син Нихон си тайкэй» («Очерки истории Японии в новом освещении»), Токио: Асакура Сётэн, 1955, т. 2; «Кодай сякай» («Древнее общество», 593–1180 годы), т. 3, «Тю-сэй сякай» («Средневековое общество», 1180–1600 годы).
3
Иными словами, в тех странах, где рабовладение не стало общераспространенной формой производственных отношений.
4
См.: Н.И Конрад. Надельная система в Японии, с переводом и комментариями отдельных разделов кодекса Тай Хорё. Доклады группы востоковедов на сессии Академии наук СССР, 30 марта 1935 г. Труды Института востоковедения, т. XVII.
5
Фукудзава, Юкити (1834–1901) – один из крупных деятелей японского просветительского движения после революции Мэйдзи 1867–1868 годов.
6
Норо Эйтаро (1900–1934) – крупнейший японский ученый, автор ряда работ по истории и экономике Японии.
7
Бакумацу – последний период правления сегунов – военно-феодальных диктаторов Японии (1854–1868). Революция Мэйдзи уничтожила систему сёгуната.
8
Лян Ци-чао (1873–1929) – китайский политический деятель, лидер либерально-реформаторского движения, возникшего и Китае в конце XIX – начале XX веков, выступал за установление в стране конституционной монархии.
9
Хани Горо. Рэкиси кёику-пи цуитэ (Относительно преподавания истории) // Кепку, май 1933.
10
Восьмичленные сочинения – особая форма сочинения, которое должны были писать лица, державшие императорские экзамены и феодальном Китае. Выступая 8 февраля 1942 года на собрании руководящих работников в Яньани, Мао Цзэдун образно употребил это выражение в смысле «шаблон», «голая схема», «догма».
11
Период в истории Японии, продолжавшийся с начала XVII века до 1807 года. Назван по имени дома Токугава – сегунов, правивших в то время страной.
12
Бакуфу – правительство сегуна.
13
Клан – административно-политическая единица феодальной Японии. Во главе кланов стояли крупные феодальные князья. К концу периода Токугава некоторые кланы (например, кланы Южной Японии – Сацума, Тёсю) стали фактически не зависимыми от Бакуфу.
14
«Кодзики» и «Нихонсёки», первые письменные памятники по истории Японии, составлены в 712 и 720 годах. В них освещается история Японии начиная с так называемой «эры богов», до начала VII века. Они представляют собой собрание мифов и сказаний, которые должны были доказать «божественность» происхождения японских императоров.
15
Араи Хакусэки (1657–1725) – мыслитель и политический деятель токугавской Японии.
16
Цуда Сокити – прогрессивный японский историк. В 1920–1930-х годах опубликовал ряд работ по древней истории Японии.
17
Удзиноками – глава рода (удзи) периода разложения первобытно-общинного строя в Японии.
18
Ко – внутриродовые группы так называемого полусвободного населения.
19
Император Дзимму, согласно японской мифологии, – основатель японской империи, потомок богини Аматерясу, предпринявший в 660 году до н. э. поход с о. Кюсю в Центральную Японию с целью покорения коренного населения Японских островов.
20
Нухи – наиболее многочисленная группа рабов в древней Японии. Существовали нухи, являвшиеся собственностью частных лиц (так называемые си-нухи) и собственностью государства (ко-нухи).
21
Рицурёсэй – система политической организации Древней Японии, основанная на различных законах периода Нара и Хэйан. Реформа Тайка была важнейшим элементом Рицурёсэй. Хронологический период Рицурёсэй охватывает середину VII – конец XII веков.
22
Тан – около 0,12 га.
23
Тё – 1,2 га.
24
Мон – мелкая медная монета.
25
Продолжение «Нихонсёки».
26
«Манъёсю» – японская антология VIII–IX веков; в нее включены произведения японских поэтов того периода, а также произведения японского фольклора. Является выдающимся памятником японской поэзии раннего средневековья.
27
Нара – древняя столица Японии (710–784); отсюда Нарский период.
28
Перевод А. Е. Глускиной.
29
Старое название города Осака.
30
«Кондзяку моногатари» – сборник рассказов, составленный в XI веке, один из памятников японской литературы. Прим. ред.
31
Хэйанкё – город, ставший столицей Японии после Нара; отсюда Хэйанский период, продолжавшийся до конца XII века.
32
В соответствии с реформами, проведенными в VII–VIII веках и легшими в основу системы Рицурёсэй, в Японии было создано централизованное государство, уничтожившее существовавшую ранее родоплеменную структуру. Новая централизованная административная структура, построенная по территориальному принципу, вводила систему катё – глав хозяйств и гоннпгуми – пятидворок, объединявших пять крестьянских семейств. Во главе деревень назначались ритё – старосты, во главе уездов и провинций гунси – уездные начальники и кокуси – губернаторы.
33
Камиаку – премьер.
34
Маурэр (1790–1872) – известный немецкий буржуазный историк, автор ряда работ по истории Германии эпохи феодализма.
35
Токусэй – аннулирование задолженности ростовщикам. В XIII–XV веках ростовщический капитал в Японии настолько укрепил свои позиции, а задолженность самураев ростовщикам и откупщикам настолько увеличилась, что правительство в целях защиты экономических интересов самураев неоднократно прибегало к изданию законов об аннулировании всех долгов самураев (так называемые токусэйрё). Ростовщический капитал нещадно эксплуатировал и крестьянство. Доведенные до отчаяния, крестьяне часто восставали, также требуя аннулировании долгов ростовщикам.
36
Дайкан – чиновник, выполнявший полицейские функции в поместьях (сёэнах).
37
Во второй половине XII века в Японии обострилась борьба за власть между двумя группами местной земельной аристократии – домом Минамото, владевшим землями на северо-востоке Японии, и домом Тайра, владения которого были расположены в юго-западной Японии. Победивший в этой борьбе дом Минамото после отстранения от власти императора начал играть главную роль в политической жизни страны. В 1192 году один из представителей дома Минамото – Минамото Ёритомо – принял титул сёгуна и стал фактическим правителем Японии. Политической столицей Японии стал город Камакура – местопребывание сёгуна (отсюда камакурский период). Развитие внешней торговли привело к укреплению экономических позиций юго-западных феодалов, сосредоточивших в своих руках почти всю торговлю Японии с Китаем и Кореей. В первой половине XIV века юго-западные феодалы выступили против Камакура, и страна оказалась расколотой на два лагеря. Период борьбы северной и южной династии падает на 1335–1392 годы.
38
Сюго – военачальники, назначавшиеся правительством и выполнявшие в провинциях полицейские функции. Сюго часто вмешивались в управление провинцией. В поместьях представителями сюго были дайканы.
39
Дзинуси – землевладельцы.
40
Система госонсэй – система организации японских крестьян в эпоху позднего средневековья. Ее главной целью было укрепление налоговой системы и облегчение сбора налогов. Эта система служила также для регулирования всевозможных работ, затрагивавших интересы всей деревни (ирригация, орошение и т д.). Важнейшей ячейкой системы госонсэй являлась гонингуми. По мере развития торгового капитала и разложения феодального строя эта система стала служить делу укрепления феодальных основ в деревне.
41
Ода Нобунага – один из японских феодалов второй половины XVI века, которая ознаменовалась усилением тенденции к ликвидации феодальной раздробленности и к объединению страны. Нобунага первым предпринял попытку покончить с феодальной раздробленностью Японии, однако ему не удалось этого осуществить; это выпало на долю его генерала Тоётоми Хидэёси, объединившего в конце XVI века всю Японию. Объединение страны сопровождалось усилением феодального господства над крестьянами.
42
Кан – денежная единица, равная 3,75 кг, или 1000 моммэ серебра.
43
Хроника, относящаяся к периоду после годов Онин (1460–1462).
44
Рё – денежная единица, равная 60 моммэ серебра.
45
Ронины (буквально «бродячие люди») – обедневшие, деклассированные самураи.
46
Период Момояма охватывал 1568–1615 годы.
47
Живопись укиё – жанровая живопись на темы, взятые из будничной жизни (укиё – буквально мирские дела).
48
Тядо обоэгаки, Саканси, сирёхэн (Памятка о правилах чайной церемонии, История города Сакаи, том документов).
49
Стасэи, Киристян даймёки (Даймё, принявшие христианство).
50
Имеется в виду так называемое Оимабарское восстание японских крестьян, длившееся с 1637 по 1638 год. Восстание носило ярко выраженный антифеодальный характер и имело религиозную окраску. В отличие от других антифеодальных восстаний, часто смыкавшихся с теми или иными сектантскими течениями в рамках буддийской религии, это восстание формально развивалось под флагом защиты христианства. После подавления восстания правительство сёгуна окончательно запретило в Японии христианство и приняло ряд мер по усилению изоляции Японии от внешнего мира.