Размер шрифта
-
+

Японская цивилизация - стр. 34

В это время благодаря политике, проводимой Хидэёси, внешняя торговля Японии вновь оказалась под контролем феодальной власти, как это было в начальный период, когда торговля была еще слабо развита.

Таким образом, город Сакаи, где впервые не только в Японии, но на всем Востоке, зародилась республиканская система правления, был трагически уничтожен.

Как уже говорилось выше, в провинциях Ямасиро, Тамба, Исэ и других в результате крестьянских восстаний на некоторое время удавалось установить республиканскую систему правления. Однако, несмотря на революционные демократические требования крестьян и развитие демократической республиканской системы правления в вольных городах, в Японии еще не существовало условий, которые могли бы обеспечить сколько-нибудь длительный период развития демократии. В такой обстановке феодалы смогли распространить свою власть на всю страну.

Хидэёси сам происходил из крестьян и привлек в свою армию большое число крестьян. Однако, захватив власть, он стал продолжать политику своего предшественника Нобунага и жестоко угнетал крестьян и горожан. Хидэёси запретил народу – крестьянам и горожанам – иметь оружие и благодаря концентрации феодальной власти укрепил феодальное господство над всей страной.

Вместе с традициями движения за освобождение от рабства в Японии развивались традиции вольных городов, традиции республиканского правления, демократические традиции. В XV–XVI веках японский народ боролся в деревнях и городах за свое освобождение от феодального гнета, за свою независимость и свободу. Но ввиду того, что Япония была изолирована от внешнего мира и мирового прогресса, в ней в условиях уже наметившегося экономического развития стала проводиться перестройка и укрепление феодальной системы, а также централизация феодальной власти, противоречившие этому развитию. Таким образом, в течение ряда веков феодализм продолжал задерживать развитие японского народа.

Трагедия японского народа в связи с подавлением освободительного движения в самой начальной его стадии проявилась также и в том, что первые ростки новой культуры, возникшие в XVI веке, были уничтожены в самом зародыше.



Бочки саке (XVI век)


Японская живопись периода Момояма[46] стала освобождаться от влияния феодальной аристократии, отказалась от обязанности возвеличивать феодализм, изображать святых и представителей господствующего класса и стала воспевать красоту природы, изображать горожан и женщин и развиваться как так называемая живопись укиё[47]. Кроме того, театр также избавился от прислужничества перед феодальной аристократией и феодальным духовенством. В театре кабуки, который был основан Окуни, проявились ростки освободительного искусства горожан. Японский язык обязан своим развитием (благодаря употреблению азбуки кана) также языку горожан. В этот период Япония впервые познакомилась с техникой печатания (которая была завезена извне); делались первые попытки использовать латинский алфавит (ромадзи).

Страница 34