Размер шрифта
-
+

Япония. Введение в искусство и культуру - стр. 16


Страдания существуют.

Существуют причины страдания – это желания.

Существует прекращение страдание – это нирвана.

Существует путь, ведущий к прекращению страданий – Восьмеричный путь.


Гравюра

Великий Будда в Камакура. Кавасэ Хасуй. Период Сёва, 1930 г.

Музей изящных искусств в Бостоне


Что же такое Восьмеричный путь? По-японски Восьмеричный путь называется «хассёдо», то есть «Восемь правильных путей». Это путь, который ведет к прекращению страданий и освобождению от сансары, колеса бесконечного перерождения.

Его также называют Срединным путем. Есть путь самоистязания – человек доводит себя до исступления в поисках просветления. Есть путь мирских удовольствий, когда человек вообще не думает о просветлении. Восьмеричный путь – нечто среднее между двумя этими крайностями.

Восьмеричный путь – это список из восьми принципов, которые можно разделить на три основные категории:

1) мудрость (правильное воззрение; правильное намерение);

2) нравственность (правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни);

3) духовная дисциплина (правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение).

Другими словами, умение очищать и концентрировать свой разум идет в буддизме рука об руку с состраданием и помощью другим людям, неприятием любого убийства, воздержанием от лжи.

Существуют две ранние формы буддизма: буддизм Тхеравада и буддизм Махаяна. Тхеравада – это в первую очередь Южная и Юго-Восточная Азия. В Тхераваде существовал упор на монашескую дисциплину как путь к просветлению. Другими словами, если ты не монах и не истязаешь себя, то ты ничего не добьешься.

Форма буддизма, которая была принята в Японии – Махаяна, основным текстом которой является «Лотосовая сутра». Махаяна предполагает всеобщее спасение, но только если человек следует Восьмеричному пути. Конечно, эта умеренная по сравнению с Тхеравадой форма буддизма не могла не найти отклика в сердцах людей в Японии. Им впервые пообещали спасение. Неудивительно, что через многие сотни лет некоторые японцы поначалу воспримут христианство как одну из побочных ветвей буддизма.

Три наиболее важных школы буддизма в Японии

Эзотерический буддизм. Именно с этой формы буддизма началась история этой религии в Японии. Позднее, в IX веке, эзотерический буддизм будет представлен в Японии крупнейшей школой – Сингон, основанной монахом по имени Кукай. Приверженцы эзотерической школы считали, что каждый человек имеет в себе природу Будды, а конечная цель человеческого существования – осознать, что все люди объединены в космическом Будде Дайнити. Мантры, священные слова, мандалы – значительная составляющая эзотерического буддизма.

Страница 16