Взгляд, медитация и действие - стр. 7
Уровень третий: то, что переживает
После рассмотрения эго и внешнего мира Будда переходит на следующий уровень, к исследованию того, как они связаны друг с другом. Чтобы разобраться, как человек воспринимает явления, нужно иметь то, что воспринимает, и то, что воспринимается. Так что теперь пора заглянуть внутрь. Мы должны посмотреть на то, что воспринимает. И это возвращает нас к уму, поскольку высшие поучения Будды касаются непосредственно ума. Того, что все переживает. И здесь стоит спросить себя, можно ли найти в переживающем хоть что-то реальное? Существует несколько способов объяснить этот момент, поскольку, если мы воспользуемся тем же ходом рассуждений, что применялся выше, то и в переживающем тоже не сможем обнаружить ничего неизменного. В уме тоже невозможно отыскать никакой формы определенного существования. Но означает ли это, что там вообще ничего нет? Разумеется, это не так – ведь что-то происходит. И тут нам следует усвоить, что ум сам по себе обладает способностью переживать все происходящее. Найти переживающего где бы то ни было невозможно, однако есть и переживание и то, что переживает. И поскольку нет ни личности, которая бы переживала, ни какого-либо переживающего в уме, получается, что переживать способен сам ум. Способность ума переживать явления называется ясностью. И это качество ума – ясность – составляет основу для его способности переживать.
Итак, теперь мы видим, что ум пуст. В нем нет ничего статичного или реального, что можно было бы описать. Но в то же время он обладает способностью воспринимать, что указывает также на его ясность. Таким образом, уму присущи два свойства: он пуст (назовем это так) от реального существования, и он ясен. Соединение этих двух качеств приводит к тому, что все время что-то происходит. Ум проявляет себя беспрерывно и безгранично. И все разыгрывается в нем самом.
В моем понимании ясность – это способность ума воспринимать. Способность видеть и осознавать. Можно называть это ясностью или как-то иначе, если вы найдете лучшее слово. Это слово выражает способность ума воспринимать явления с абсолютной ясностью. Тибетцы часто говорят о ясном свете – и это не лампа, это именно изначально присущая уму способность понимать, которую и называют ясностью. И здесь нам необходимо поработать с концепциями, дабы понять, что противоположностью ясности является темнота. В темноте мы не можем ни воспринимать, ни понимать что-либо. А когда есть свет – видно многое. Таким образом можно получить представление о том, что подразумевается под ясным светом. Фактически ясность – это изначальная способность ума к восприятию явлений. В случае, когда человек продолжает переживать ум сквозь призму помех и запутанности, именно врожденная ясность позволяет уму воспринимать хоть что-то. Она присутствует – за всеми препятствиями и запутанностью. И когда мы полностью удаляем запутанность, обретается всеведение. Итак, мы можем переживать явления с помощью своих органов чувств. Или переживать их посредством размышления. И реагировать на то, что видим или о чем думаем. Это значит, что мы ощущаем радость или грусть, думаем о чем-то. И все время обращаемся умом к чему-то. Но ум и без таких отсылок способен быть абсолютно ясным. Ему не нужен объект, чтобы возникло переживание. Оно происходит при любых обстоятельствах, и это тот вид ясности, у которого нет никаких ограничений. Вообще-то, у каждого из нас эта ясность прорывается наружу в момент смерти. И тогда это вопрос привычки ума – сможет ли он удержать это состояние, или последует знакомой дорогой, продолжая переживать явления так же, как и обычно. Поэтому привыкнуть к ясному свету с помощью медитации – это хорошая идея. Если ты подготовлен, ты не боишься, ты можешь наслаждаться, и тогда все – ты достиг цели. Благодаря практике мы учимся смотреть внутрь, на ум, вместо того чтобы смотреть наружу, на внешний мир.