Размер шрифта
-
+

Взгляд, медитация и действие - стр. 3

Осознающий ум – основа нашего развития

Мы не всегда осознаем, как работает ум, но можем этому научиться. Мы можем развить способность воспринимать ум таким образом, чтобы избегать беспокойства и, более того, получать помощь в повседневной жизни. Те, кто медитирует, наверное, заметили, что благодаря практике стали лучше владеть своим умом и обрели большую дистанцию по отношению к происходящему. Особенно хорошо это видно, если оглянуться в прошлое. Различные способы более конкретной работы над этим мы рассмотрим позднее, когда будем говорить о медитации. Взгляд позволяет нам держать цель в поле зрения. Используя медитацию, мы понимаем, что можем воспринимать вещи приближенно к тому, какими они действительно являются, а не только сквозь свои фильтры. И существуют разные уровни такой работы. Классически буддизм подразделяется на разные школы. И когда мы говорим о взгляде, речь идет о различных воззрениях этих школ. Будда предлагает разные уровни объяснений того, как человек воспринимает мир. Это и есть «взгляд».

Реальность явлений

Людям не практикующим, которые хотели бы чувствовать себя хорошо, но не знают методов для этого, не свойственно часто задумываться над тем, реальны явления или нет. Они пытаются устроиться в жизни соответственно своему представлению о том, что хорошо для них (остается надеяться, что это будет хорошо и для остальных). Если это нормальный, порядочный человек – или, во всяком случае, человек, который стремиться быть таковым, – то он старается, чтобы его действия не причиняли вреда другим. Но, вероятно, он не слишком интересуется тем, что происходит после смерти, не любопытствует, реален ли мир, в котором мы живем.

Начиная задаваться такими вопросами, люди подходят к ним неодинаково, и потому Будда дает разные уровни поучений. Непросто сразу понять, существует или не существует в действительности окружающий мир, существую или не существую в действительности «я». Все это довольно абстрактно. Поэтому Будда давал и такие поучения, которые людям легче понимать. И здесь он фокусировался на том, как человек воспринимает себя, свою личность – то, что мы называем «эго» или «я».

Уровень первый: ограниченное «я»

Под влиянием своего эго или концепции «я», мы воспринимаем мир очень субъективно. В основном наш мир крутится вокруг нас самих. Поэтому полезно проверить себя и попробовать понять – действительно ли я так важен, как мне кажется? Что я значу в масштабе вселенной? Что я представляю собой как личность? Конечно, мы привыкли думать о себе как о личности: «Я – человек; я родился, я когда-то умру, и я всегда остаюсь одним и тем же». Мы даже не сомневаемся в этом, но Будда предлагает тут свои методы. Во-первых, он советует присмотреться к нашим идеям относительно собственного эго; можно ли считать его настоящим или это просто спонтанные и автоматические реакции? И тут стоит задуматься, чем же человек является в действительности. Своим телом? Не только им, конечно. Что же он тогда, кроме тела? Есть нечто, что мы зовем умом. Значит, человек – это ум? Но тут мы обнаруживаем, что ум все время меняется. Значит ли это, что и эго все время меняется, или оно остается незыблемым? Можем ли мы доверять ему и полагаться на него? Разумеется, нет.

Страница 3