Размер шрифта
-
+

Вы заметили. Путевые заметки - стр. 9

Во внутренний двор монастыря проходят через Святые ворота. Главный храм монастыря, Свято-Преображенский собор, восстановлен после неудачной реставрации 1989 года. Печально и страшно было заходить в разоренный собор, но уже в 2005 году он принял тот великолепный облик, которому радуются сердца паломников.

Архитектор Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря – Алексей Яковлевич Силин (1847—1891), городской архитектор Кронштадта. Храм на Валааме – его лучшая работа, великолепный итог деятельной творческой жизни. Храм, которым мы и сейчас любуемся, сменил предыдущий, построенный в 1794 году. Нынешний более вместителен, поражает нарядным сочетанием выбеленных стен и деталей красного кирпича.

Собор завершает типично византийский полуциркульный купол, окруженный четырьмя башенками – так в одном здании переплелись мотивы византийского и русского стилей (пятиглавие). В таком стиле строились храмовые и светские сооружения России тех лет, а основоположником этого, достаточно яркого, затейливого стиля в архитектуре Отечества стал Константин Андреевич Тон (1794—1881).


Остров Валаам. Вид на главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор


Высота двухэтажного храма на Валааме – 43 метра, четырёхъярусной колокольни – 72 метра.

Это самое высокое сооружение Валаамского архипелага – расстояние от уровня воды до креста колокольни составляет около 140 метров. Главный собор Валаама заложен 30 июня 1887 года. Архитектор И. Карпов наблюдал за строительством собора, А.Я.Силин, к сожалению, не дожил до окончания строительства собора. Отделку собора завершил студент Академии Художеств Н. Д. Прокофьев (1866—1913), спроектировавший интерьер собора. Освящение собора состоялось 1 июня 1896 года. Тогда настоятелем монастыря был энергичный, предприимчивый игумен Гавриил (1890—1903).


Остров Валаам. Главный храм монастыря. Стекла с витражами – редкий прием отделки интерьера православного храма


Так же А. Я. Силин спроектировал второй этаж северо-восточного корпуса братских келий монастырского каре, окружавшего главный храм Валаама.

Сейчас собор поражает гармоничным сочетанием белых, красных, лазурных тонов отделки наружных стен и покрытия куполов. Восстановлено уникальное убранство его храмов – нижнего и верхнего. В ясный солнечный день на пол верхнего храма ложатся красные блики – солнце просвечивает витражи – кресты, вставленные в прозрачные окна кресты.

Чудесный интерьер этого храма является отблеском на земле высшего горнего мира, и душа паломника становится причастна благодатной радости, сходящей с небес.

Страница 9