Размер шрифта
-
+

Вы заметили. Путевые заметки - стр. 7

В ХIХ веке на Валааме была восстановлена древняя традиция старчества. Это сделали ученики преподобного Паисия (Величковского). Старцы-аскеты руководили новоначальными иноками. Духовные наставники, подвижники, получившие от Господа дары целительства и прозорливости, вели своих учеников ко спасению. Преподобный Леонид (в схиме – Лев) шесть лет подвизался на Валааме, а впоследствии основал знаменитое старчество в Оптиной пустыни, оказавшее сильное влияние на духовную жизнь России и нашу великую литературу (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков). В то время в общественном сознании России боролись две тенденции: противостоя распространению нигилизма, усилились богоискательские настроения, паломники посещали духовные святыни Отечества. Любители старины пополнили ряды богомольцев.

Удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений, слава о высокой духовной жизни обители привлекали на Валаам множество паломников. Императоры Александр I, Александр II, члены императорской фамилии неоднократно посещали Валаам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) бывал здесь. За духовным утешением сюда ехали и простые богомольцы, и люди, составившие славу русской науки, литературы, искусства. Здесь бывали: учёные Д.И.Менделеев, М.Н.Миклухо-Маклай, писатели и поэты Н.С.Лесков, Ф.И.Тютчев, А.Н.Апухтин, И.С.Шмелёв, Б.К.Зайцев. Композитор А. К.Глазунов, вдохновлённый изумительной природой острова и службами в его намоленных храмах, написал здесь «Северную легенду», а П.И.Чайковский – одну из частей Первой симфонии, названную «Угрюмый край, туманный край».

Наивысший расцвет обители – середина XIX века. К этому времени относится большинство архитектурных памятников, и сейчас украшающих Валаам. Игумен Дамаскин и братия славно потрудились на острове: возведены церкви и часовни, основаны скиты, поставлены поклонные кресты, проложены дороги. На Валааме работало около тридцати производств – заводы: смоляной, кожевенный, свечной, кирпичный; молочная ферма и рыбные садки, где выращивались ценные породы рыб. Монахи занимались рыболовством, разводили сады и огороды, создавая на северной земле образ рая небесного. На каменистом Валааме почва для посевов была создана искусственно. На скалы насыпали мелкие камни, прикрывали их перегнившим лесным хворостом, сверху насыпали слой плодородной земли. Толщина слоя этой рукотворной почвы составляет от полуметра до двух. Выращенные овощи, фрукты, зерно обеспечивали потребности всех, живущих на острове. Яблоки с Валаама, сочные, с кислинкой, привозили в Сердобль (Сортавалу), где существовало подворье монастыря. Яблоневые сады плодоносят на острове до сих пор, ведь там сложился особый микроклимат. Отвесные скалы и растущие на них вековые деревья – ели, сосны – принимают на себя удары суровых волн и жестоких северных ветров. Поэтому в середине острова тепло и покойно, можно разводить сады и огороды. Там есть несколько мелких озёр, глубиной около десяти метров. В первые тёплые весенние дни вода в маленьких озерках так нагревается, что можно купаться. Какой контраст с глубоким Ладожским озером, по которому плавают нерастаявшие льдины! И в конце сентября растительность Валаама всё ещё поражает зеленью. Золотая, багряная осень наступает в этих суровых северных широтах только во второй половине октября. Чтобы запечатлевать эту природную и рукотворную красоту, в обители существовали школа живописи, иконописная мастерская, собственная фотография.

Страница 7